Мировое соглашение между «Фондом преодоления последствий Васильковской трагедии» и группой компаний «БРСМ-НАФТА» стало победой окружения Игоря Коломойского над Андреем Бибой и «принуждением к миру» последнего. Официальная цена победы — миллион долларов, неофициальная — на несколько порядков больше.
Как стало известно “ОЛИГАРХУ”, 14 декабря в Киевском апелляционном суде начался процесс рассмотрения гражданского дела № 754/8602/18 по апелляционным жалобам 10 ассоциированных членов общественной организации «Фонда преодоления последствий Васильковской трагедии» на определение Деснянского районного суда Киева от 3 ноября 2020 года, которым было утверждено мировое соглашение между Фондом и компанией «Евро Смарт Пауер» – оператором группы компаний, работающих под брендом «БРСМ-НАФТА».
Решение апелляционной инстанции впереди, дело начало слушаться.
Но в связи с тем, что поданные апеллянтами жалобы не затрагивают по существу мировое соглашение и его ключевые пункты (такие, как «добровольное желание» со стороны «БРСМ» произвести денежные выплаты «Фонду»), а предметом спора являются лишь конкретные суммы и порядок их выплат апеллянтам, то можно констатировать, – мировое соглашение – это финальный аккорд более чем трехлетнего противостояния структур, подконтрольных Игорю Коломойскому, и собственника «БРСМ» Андрея Бибы, и «принуждение к миру» последнего.
Официальная цена победы — 1 миллион долларов, неофициальная – на несколько порядков больше. Почему? Об этом далее…
«Мирное разрешение спора»
Согласно пункта 2 мирового соглашения: “для полного и окончательного урегулирования судебного спора по иску стороны 1 («Фонд» – прим ред.), поданного в интересах его ассоциированных членов в гражданском деле № 754/8602/18 в мирный способ, сторона 2 («БРСМ» – прим ред.) решила осуществить выплату по принципу «ex gratia» (принцип «ex gratia» – осуществление выплаты добровольно, из искренних намерений, не признавая при этом стороной 2 никакой юридической ответственности), с чем полностью соглашается сторона 1, на счет стороны 1, в общей сумме 28450000 грн. (что эквивалентно 1000000 долларов США) на дату подписания этого соглашения (дальше – сумма выплаты).
Согласно Положению о порядке возмещения ущерба (утвержденного решением общего собрания «Фонда» от 27.04.2018), сумма денежных средств, выплачиваемая Стороной 2 на условиях «ex gratia», подлежит распределению следующим способом: сумма эквивалентная 500000 долларов США по состоянию на дату подписания данного мирового соглашения, подлежит перечислению непосредственно ассоциированным членам; 14225000 грн. (что эквивалентно 500 000 долларов США по состоянию на дату подписания данного мирового соглашения), подлежит оставлению в распоряжении Стороны 1.
Однако, учитывая особое и уважительное отношения Стороны 1 к каждому своему ассоциированному члену, принимая во внимание признание стороной 1 глубины душевных страданий, которые они понесли в результате События на нефтебазе, а также руководствуясь конституционными принципами, согласно которым человек, его здоровье, честь и достоинство, его нормальные и безопасные условия жизни являются основополагающими гарантиями нормальной, долгой и счастливой жизни каждого человека и гражданина, Сторона 1 решила уменьшить размер принадлежащей ей в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба части полученных средств до 25% – 7112500 грн. и увеличить за счет такой части индивидуальное возмещение морального ущерба каждого из ассоциированных членов до 75% от фактически полученной суммы – 21337500 грн.
Также, сторонами определен поименный список из 2225 физических лиц с с определением суммы компенсации в общем размере 9589 гривен на каждого из лиц на общую сумму 21337500 гривен”.
Формулировки мирового соглашения – «искренность намерений» со стороны «БРСМ», «особое и уважительное отношения «Фонда» к каждому своему ассоциированному члену» у стороннего наблюдателя создает ощущение торжества справедливости по отношению к пострадавшим от катастрофы. Но, в этом деле есть несколько ключевых «но». Одно из них – это сам «Фонд преодоления последствий Васильковской трагедии», а второе – группа компаний «БРСМ».
Предыстория
Редакция «ОЛИГАРХА» длительное время следила за развитием событий вокруг нефтетрейдера «БРСМ». Как мы ранее писали, группа еще при «старой» власти оказалась заложником конфликта между ее основными бенефициарами – экс-главой Минэнергоугля Эдуардом Ставицким и киевским бизнесменом Андреем Бибой.
Также в пятилетку президента Порошенко этот конфликт начал обрастать дополнительными утяжелителями: компании «БРСМ» стали забрасывать многомиллиардными судебными исками. В подавляющем большинстве случаев их автор один и тот же – «Фонд преодоления последствий Васильковской трагедии».
Требования «Фонда» очень благородны – компенсировать деньгами вред, который был нанесен жителям Киевщины сильнейшим пожаром на нефтебазе «БРСМ», располагавшейся под Васильковом. Но давление, которое истец под этим предлогом оказывал на нефтетрейдера, со временем стало все больше походить на корпоративную атаку.
Такая активность родила логичный вопрос: кто стоит за «Фондом», способным бороться в лучших корпоративных традициях с нефтрейдером?
Формально эту организацию возглавляет общественный деятель Олег Верник. Но намного интереснее оказался проведенный нашей редакцией анализ его связей. Главной среди них является дружба с известным в адвокатской среде юристом и шахматистом Павлом Куфтыревым, деловая активность которого по множеству направлений пересекается с интересами группы «Приват» Игоря Коломойского. Который также известен в узких кругах любовью в шахматам.
Год назад, в сентябре 2019 года, в нашем расследовании мы задались следующими вопросами: станет ли группа «БРСМ» объектом для недружественного корпоративного поглощения и какое к этому процессу имеет отношение олигарх из Днепра? Ответы нами были получены.
Спустя время косвенный ответ о причастности к конфликту и о дальнейших планах в отношении «БРСМ» прозвучал и на подконтрольном олигарху канале в виде очередной медийной “черной метки” владельцу сети БРСМ
Практическая же часть по «принуждению к миру» была реализована в октябре этого года. Речь идет об атаке на упомянутую в «черной метке» нефтебазу, с привлечением всевозможных силовиков и «титушек».
«Что произошло? Рейдерский захват, – расставляет все точки над «і» директор департамента стратегического маркетинга сети «БРСМ» Александр Мельничук. – Около сотни титушек при поддержке сотрудников полиции прорвались на нефтебазу, сломали ворота и выгнали оттуда работников….». По его мнению, цель здесь одна – «полностью завладеть активами компании или заставить владельца «БРСМ» сесть за стол переговоров, в результате которых та сторона надеется получить деньги. А чтобы сделать нас более сговорчивыми, блокируют деятельность нефтебазы, что может привести к блокированию работы АЗС», – так описывали события в Переяславском журналисты издания Enkor. А на своей странице в Facebook Александр Мельничук добавил, что за захватом нефтебазы стоит «экорейдер» Павел Куфтырев, а исполнителем является Олег Верник.
Главного бенефициара всей этой истории Александр Мельничук так и не назвал. Почему? Об этом далее…
Продолжение: У Игоря Коломойского получился БРСМ. Часть 2
Анна Антонова«ОЛИГАРХ»