На днях по всей стране разлетелась новость об инициативе и.о. министра энергетики Юрия Витренко уволить главу НАК «Нафтогаз Украины» и весь наблюдательный совет компании.
Причиной для этого Витренко назвал срыв плана по добыче газа в 2020 году, на фоне которого «Нафтогаз» планирует и дальше сокращать промысел. «Минэнерго предлагает неотложно рассмотреть вопрос смены руководства «Нафтогаза», прекращения контрактов с членами набсовета и проведения конкурса на замещение вакантных должностей», – говорится в обращении Витренко.
Предложение главы Минэнерго выглядит издевкой на фоне публичной реакции «Нафтогаза» на вступление Юрия Витренко в должность в конце прошлого года. «Нафтогаз» поздравляет правительственную команду с серьезным усилением. Уверены, что энергия Юрия Витренко может сдвинуть горы накопленных проблем на рынке газа. Очевидно, что государству не хватает лидера для решения проблемы долгов на рынке природного газа», – говорилось в том сообщении.
Понятно, что оно ни на йоту не было искренним, поскольку последние полтора года Витренко и Коболев провели в противостоянии. Но в «Нафтогазе», вероятно, рассчитывали на то, что первое лицо Минэнерго если и будет работать против главы госкомпании, то из подполы. А не пойдет в лобовую. Латентная война – действительно стихия Юрия Витренко.
Именно его авторству приписывается, например, недавно опубликованный в прессе запрос Офиса генерального прокурора в Минэнерго относительно подозрений в нанесении 150 млн грн. убытков государству действиями соратника Коболева – экс-топ-менеджера «Нафтогаза» Андрея Фаворова. Почему в случае с попытками уволить Андрея Коболева Юрий Витренко все-таки избрал тактику открытой войны? На этот счет существует множество версий, из которых наибольшего внимания заслуживает одна.
Она заключается в том, что сейчас сам Витренко находится в подвешенном состоянии. Он занимает должность министра энергетики с приставкой «исполняющего обязанности». Но принятый в конце прошлого года Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочивания отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и райгосадминистраций» лишает политиков с таким статусом любых полномочий. Соответственно, Юрий Витренко заинтересован быть утвержденным «полноценным министром», и если первые две такие попытки были провалены, то третья может стать удачной во многом благодаря «сакральной жертве». В ее роли и может выступить глава «Нафтогаза». Ведь Коболев вызывает аллергию у значительной части парламента, и если по инициативе Витренко его уволить, то среди некоторых депутатов может сработать принцип «враг моего врага – мой друг».
Возможность проверить достоверность этой версии будет очень скоро. Планируется, что третье голосование в Верховной Раде за кандидатуру Юрия Витренко может пройти уже в ближайшую пятницу, 19 февраля. Но судьба Андрея Коболева, кажется, оказалась предрешенной еще до этих парламентских страстей. Буквально вчера Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы по восстановлению проведения конкурсов на занятие должностей государственной службы и других вопросов государственной службы».
В его названии и заложена основная суть: Украина восстановила конкурсы на занятие должностей госслужбы. Они были остановлены весной прошлого года из-за пандемии, а в качестве их замены использовался механизм найма по контракту. Именно такой алгоритм был использован при «переназначении» Андрея Коболева в прошлом году. Но сейчас, судя по решению парламента, самое время вернуться к цивилизованному способу определения руководителя НАК «Нафтогаз Украины». Поэтому Юрий Витренко может считать свою миссию выполненной, даже если третье голосование по нему повторит сценарий первых двух попыток.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»