В понедельник “УЗ” заявила, что у нее осталось топлива всего на несколько дней. Новость наделала шуму в СМИ. “ОЛИГАРХ” поясняет, что к чему и причем тут Медведчук.
“Укрзалізниця” через 4 суток может остаться без дизеля из-за отказа поставщиков отгружать топливо по договорам. Об этом говорится в сообщении “УЗ”, которое компания опубликовала в понедельник, 19 апреля. Сейчас у госкомпании всего два контракта на поставку 10 тыс. тонн дизельного топлива, тогда как ежегодная потребность в 20 раз больше.
“УЗ” ежегодно покупает свыше 200 тыс. тонн дизеля и является крупнейшим покупателем этого ресурса в стране. Все закупки проходят через систему Prozorro по конкурентным открытым процедурам, которые, впрочем, не гарантируют успеха. Тендера могут затягиваться, срываться самими участниками жалобами в Антимонопольный комитет и т. п. Поэтому от объявления тендера до начала поставки может пройти два-три месяца. Так что у компании периодически уже возникали перебои с поставками.
Так, например, было в 2015 и 2016 годах, после чего “УЗ” брала 30 тыс тонн дизеля в долг у ООО “Вог Аэро Джет” из группы WOG Степена Ивахива и Сергея Лагура. Долг надо было вернуть до 1 марта и 1 мая 2016 соответственно, а в случае просрочки – оплатить штраф в размере 2-2,7 млн грн за каждый день. Возвращать одолженный ресурс “УЗ” начала лишь с 29 марта и по май. В итоге НАБУ насчитали три десятка миллионов гривен убытков и открыли уголовное производство.
Чтобы не повторять предыдущей ошибки в 2019 году, в аналогичной ситуации, “УЗ” провела неконкурентную “переговорку” на 1,5 млрд грн, закупив ресурс малыми партиями у нескольких поставщиков.
Какой вариант решения проблемы будет выбран сейчас – неизвестно. Но закупки на 2021 год снова провалены. В конце 2020 года “УЗ” объявила пять конкурентных тендеров на общую сумму 1 млрд грн. Один тендер выиграло ООО “Анвитрейд” (Wexler Group Петра Белза), еще четыре ООО “Альянс Энерго Трейд”, которое считается «осколком» российской НК “Альянс” Мусы Бажаева. Однако ни с одним из поставщиков контракты не заработали.
По информации “ОЛИГАРХА”, причина в том, что ресурс предусматривался общий: в 2020 году крупнейшим поставщиком “УЗ” в 2020 году стала Wexler Group, которая имела самый дешевый ресурс за счет того, что получала его по дизельпроводу “Прикарпатзападтранс” от Proton бизнесмена Нисана Моисеева, которая в свою очередь договорилась о поставках из РФ.
“Наша группа всегда придерживалась минимальных цен на рынке и соответственно имела минимальную маржу на тонне топлива”, – говорилось в сообщении Wexler Group еще год назад в связи с идеей обложить трубопроводные поставки пошлиной.
Однако схему работы этой группы разрушили весенние санкции СНБО в результате чего труба была передана под управление АРМА и Proton заявила об остановке поставок из России дизеля. Успехи Белза и Моисеева, которые к 2020 году смогли так “захватить” четверть украинского рынка дизеля, СМИ связывают с Медведчком, хотя сами те это опровергают.
В 2020 году “УЗ” попыталось разорвать порочный круг трудностей работы с поставщиками. Госкомпания впервые провела закупки топлива по так называемому рамочному соглашению. “Рамка” сразу на 4,8 млрд грн была заключена на целый год и сразу с десятком поставщиков. А затем, по мере необходимости, “УЗ” оглашала мини-отборы, в каждом из которых мог принять участие участник рамки. Такие мини-отборы уже нельзя оспорить в АМКУ, сорвать, и время от начала до поставок – всего неделя. “Рамка” 2020 года стала суперуспешной: “УЗ” провела три десятка таких мини-отборов, получая ресурс вовремя и без переплат.
А вот подписанная 6 апреля новая рамка на 2021 год – оказалась провальной. После трех неуспешных отборов, 15 апреля на сайте Prozorro появилось сообщение, что “рамка” разорвана. Ни один из 12 ее участников не захотел работать по ее условиям.
Дело в том, что при заключении “рамки” устанавливается верхняя планка цены – “потолок”, за который участники потом не могут выйти, а только, при желании, снижаться в отдельном отборе. Этот потолок составлял 23251.89 грн за тонну и он действительно был актуальным на тот момент, когда “УЗ” объявляла рамку – а было это еще осенью 2020 года.
Времена изменились: рыночная цена в опте выше 26,4 тыс за тонну (по такой цене “УЗ” 15 апреля объявила новую, третью по счету, “рамку”) и, что важнее, на рынке – дефицит ресурса из-за упомянутых “медведчуковских” санкций.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»