ЦИК отказала «Батьківщині» в регистрации инициативной группы референдума по земле. Зачем Юлии Тимошенко нужен был референдум, и что она будет делать дальше?
В случае если бы Банковая уступила Тимошенко инициативу (а для объявления референдума 11 тысяч членов инициативной группы должны за 90 дней собрать три миллиона подписей), а народ поддержал позицию Тимошенко — землю может покупать только украинское государство — президент Зеленский оказался бы перед серьезной дилеммой: или учесть результаты волеизъявления и выбросить собственный закон о рынке земли в мусорный бак, или наплевать на мнение народа и действовать по собственному плану.
Потому вчерашнее решение ЦИК в отношении земельной инициативы Тимошенко было предсказуемо.
Более того, зачем Зеленскому позволять политическому оппоненту путаться у него под ногами, если он имеет собственный повод перерезать стартовую ленточку референдумов: закон об олигархах. А в перспективе, возможно, и новая Конституция. Референдум на счет олигархов президент в случае отказа депутатов голосовать законопроект в Раде уже анонсировал. А вот идея о президентской республике активно варится в недрах Банковой.
Однако отказ «Батьківщині», режиссированный окружением Зе!, выглядит бездарно. Речь о подставных инициативных группах, о регистрации которых пару недель назад сообщила ЦИК. Некие малочисленные образования из Днепра и области дружно опередили Тимошенко и на всякий случай ангажировали все пять ее вопросов для будущих референдумов. Земля, тарифы, приватизация, игорный бизнес и легализация марихуаны — глава «Батьківщини» озвучила все это еще в январе как программу своей оппозиционной деятельности.
То есть по закону к ЦИК — никаких претензий: комиссия отказала Тимошенко, так как она якобы повторила уже зарегистрированную земельную инициативу 60 фейковых днепрян, а также допустила аж 700 испорченных подписей из 13 тысяч. В итоге: 10 — за , 4 — против, 3 — воздержались. Молодой президент научился делать взрослые пакости.
Общее у них только одно: Тимошенко интересовал не столько результат, сколько процесс референдума, мобилизующий ее электорат.
Для Зеленского же важен результат уже достигнутый путем принятия закона о рынке земли. А кроме них людей в стране больше нет. Спрашивать не у кого, и незачем.
Однако отказ ЦИК в штабе «Батьківщини» не то что просчитали, скорее, даже ожидали. Потому что одно дело гнать информационную волну флагом референдума, совсем другое — реально его проводить. Это вызов для разветвленной региональными ячейками, но не архибогатой «Батьківщини». Поэтому облегченно выдохнувшая «Батьківщина» продолжит движение в фарватере реального плана «А», где Зеленскому отведена все та же роль мальчика для битья. То, как филигранно это делает Юлия Владимировна, мы периодически наблюдаем. Бонусом после решения ЦИК Тимошенко получила официально пролонгированную возможность рассказывать народу правду об истинной сути действующей власти. Вплоть до выборов. Желательно внеочередных.
«Мы не сдадимся и не остановимся, — заявила на брифинге Юлия Тимошенко. — До осени мы будем бороться в судах, а осенью будем обращаться к людям и вместе решать, что делать, когда власть действует против воли народа».
На чем будет строить свою стратегию гранд украинской политики, глава четвертой фракции в парламенте, партия которой взяла второе место на местных выборах? Зачем Тимошенко вела перманентные переговоры с Банковой, а параллельно собирала народ на референдум? Каковы ее истинные цели и мотивы? Откуда она черпает ресурсы — финансовые и кадровые? Почему молчит о коррупции в Киеве (мы подробно остановимся на этом кейсе, который мультиплицируется на все регионы) и на какие сделки идет ради выживания в политике? Что собирается делать с собственной партией, ставшей лидером продажи франшиз на местных выборах?
Власть
После того как коалиционное плечо Юлии Тимошенко не пригодилось Банковой, «Батьківщина» ушла в земельную оппозицию. Однако отработав первую волну борьбы за «последний стратегический ресурс» в 2019-м (когда «слуги» проголосовали закон о земле) Тимошенко уже к лету 2020-го рванула стоп-кран. По ходу того как у Зеленского портились отношения с Коломойским и сдувалось монобольшинство в Раде, ЮВТ переставляла локомотив в хвост своего оппозиционного состава. В результате «Батьківщина» стала подбрасывать в топку большинства «слуг» недостающие голоса. А Банковая — оплачивать. В процессе подготовки голосования за бюджет-2021 была удовлетворена одна из ключевых кадровых претензий партии: в ноябре в “сладкое” кресло главы Государственной продовольственно-зерновой корпорации сел ставленник «Батьківщини» Андрей Власенко.
В числе «хотелок» ЮВТ на тот момент значилось Госагентство по вопросам восстановления инфраструктуры временно оккупированных территорий (его планируют создать), пост руководителя Госагентства по управлению зоной отчуждения, а также назначение Вадима Ивченко на должность министра сельского хозяйства. Выторговать удалось только зерновую корпорацию. Плюс — декабрьское назначение Александра Старуха главой Запорожской ОГА. Отчасти интерес Тимошенко учли при назначении Дениса Пудрика главой Одесской таможни. Также стабильно разменивался соцэконом для депутатов и портфели глав временных следственных комиссий для усиления присутствия в информационном пространстве.
Однако обаять Ермака (а перед чарами Юлии Владимировны таким людям трудно устоять), не значит — зайти к Зеленскому. Президент добр к «титанам» — Кучме, Фокину, Кравчуку, Горбулину, но ему ненавистны «олимпийцы» — Тимошенко, Порошенко, Бойко и т.д. Банковая по сути выиграла время для принятия второго земельного закона, нейтрализуя критику со стороны ЮВТ.
Когда Юлия Владимировна поняла, что ей в принципе ничего не светит, в вагоны ее всегда готового сменить направление состава затащили дополнительный инвентарь. Тысячи правок, вброшенных «Батьківщиной» в зал парламента, Арахамия назвал «поправочным» терроризмом. От разговоров о возможной широкой коалиции не осталось и следа. Юлия Тимошенко еще раз убедилась, что старые способы сосуществования в политикуме больше не действуют. Внесистемный Зеленский сломал привычные условия и оставил Тимошенко у разбитого корыта.
Однако так ли пусто это корыто?
Тимошенко может неделями не появляться в парламенте, но когда возникает информационный повод продемонстрировать народу позицию — она всегда на месте. Что собственно сейчас и происходит. Да разве может большинство избирателей поспорить с правильностью и актуальностью хода ее мысли?
Украинскому фермеру абсолютно наплевать на то, в какую сторону и по какому расписанию гоняет свой политический состав лидер «Батьківщини». Главное, что именно она сегодня настойчиво тычет пальцем в закон, где предусмотрительно выписанная норма, касающаяся банков (в том числе и с иностранным капиталом), позволит им аккумулировать тысячи гектаров украинской земли задолго до обещанного Зеленским референдума по продаже земли иностранцам.
В стране, добывающей ежегодно 20 миллиардов кубометров газа, действительно должны быть справедливые тарифы на газ и отпускать цены для населения одним махом нельзя. И знаете, для пожилого человека, получившего заоблачную платежку, не суть важно, какую роль в газовой истории некогда сыграла сама Тимошенко. Как, впрочем, ни у кого не вызывает вопросов и сезонность приливов политической борьбы оппозиции за тарифы.
Несправедливая приватизация и распроданная госсобственность, которую лидер «Батьківщини» собирается вернуть государству, как раз отлично вписываются в раскулачивание олигархов. Пока их в своем философском антиолигархическом законе нежно гладит по головке президент, Юлия Владимировна точно знает, как быстро, а главное — не больно, отсечь лишнее.
Как знает Тимошенко и то, что легализовав игорный бизнес (абсолютно без медицинского компонента, касающегося лудомании), государство сделало свою смертельную ставку: на миллиарды в бюджет. Ставка пока не сработала, а вот предусмотрительно созданный государственный регулятор — Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей в статусе трехглавого дракона (принимает решения, исполняет и контролирует) в упор не видит, как миллиарды по-прежнему уходят в тень, а соблазн «джек-потов» калечит сотни тысяч семей и судеб.
Легализация каннабиса? Страшно и непонятно. Надо разбираться, слушать специалистов и лишь потом принимать решение. Однако пока большинство украинцев во время опроса голосует за то, чтобы уменьшить чью-то боль, «Батьківщина» играет на страхе неопределившегося меньшинства. Что тоже работает.
«Мы ж за людей!» — напоминает власти Тимошенко. А люди — в этих вопросах — за нее. Последние рейтинги тому доказательство. По результатам июньского исследования социологической компании New Image Marketing Group и Института будущего, в президентском рейтинге Юлия Тимошенко — вторая, в партийном — «Батьківщина» третья. Последние сводные данные, опубликованные в СМИ, также свидетельствуют большей частью о медленном, но уверенном восстановлении рейтинга Тимошенко.
Но если Зе! сегодня сломал ее игру в референдум, то «ответка» вполне еще может прийти от КСУ. По меньшей мере так считает Тимошенко, которая в составе 48 депутатов еще в мае 2020-го года по следам закона о земле направила в КСУ представление о его неконституционности. Слушание дела долго откладывалось, а теперь тормозится из-за кризиса Конституционного суда и увольнения президентом главы КСУ Александра Тупицкого и судьи Александра Касьминина. Однако 3 июня заседание, где присутствовали сама Тимошенко и целый сонм представителей президента, все же состоялось. И эта еще не до конца отработанная площадка в состоянии дать Тимошенко несколько громких телесюжетов в медиа.
Не будет лишним уточнить также, что лидер «Батьківщини», избегая публичных оценок новейших решений СНБО (у Зеленского, благодаря дубине Совбеза, рейтинг растет и здесь Тимошенко бессильна), жестко артикулирует свое несогласие с действиями Банковой в отношении КСУ. Возможно, последней площадки, где еще можно сопротивляться новоявленному украинскому самодержцу.
Однако тактика сопротивления в корне отличается от стратегии наступления и возвращения власти. Невозможность играть первым номером заставляет Тимошенко оптимально распоряжаться всеми последующими.
Кошелек
Юлия Владимировна пришла в политику небедным человеком. Но всегда имела «нулевую» декларацию и арендованное жилье. Стабильность пошатнула компенсация от юридической компании Skadden, когда Тимошенко в одночасье стала официальным долларовым миллионером. (Эта компания во времена Януковича пыталась доказать, что ЮВТ подвергается не политическим репрессиям, а оказалась за решеткой из-за махинаций с газовыми контрактами.) Cитуацию быстро исправили ее дочь с зятем, которым лидер «Батьківщини» одолжила выплаченные 4 млн долл.: Евгения вложила их в бельгийскую крипто-майнинговую компанию Eliovp BVBA. Миллион — на налоги и Юлия Владимировна — снова народный политик с «нулевой» декларацией и нулевым образом жизни.
Однако если парламентская деятельность грандов уровня Тимошенко находится под пристальным вниманием национальных медиа, то их региональные кейсы — сплошная тень. Для Тимошенко в тени оказался еще и Киев, что она предпочитает лишний раз не светить. На фоне наезда Банковой на Кличко, очевидная дистанция Тимошенко от столичной тематики может показаться благородным действом. Но только для непосвященного читателя. Для посвященного: киевская команда Юлии Владимировны — неотъемлемая часть коррупционной истории столицы. Киев — место партийного кормления, в том числе и «Батьківщини».
Алла Шлапак — экс-соглава фракции «Блок Леонида Черновецкого» (на пару с Денисом Комарницким), хранительница «сеток» Черновецкого — неслучайный человек в команде Тимошенко. Как и еще несколько людей, попавших во фракцию через Комарницкого. Здесь у лидера «Батьківщини» до последнего момента было полное бизнес-единение и с Банковой, работающей в связке с Комарницким, и с Кличко/Палатным.
Основной костяк фракции составляют представители строительной компании SG (Stolitsa Group). Компания с прибалтийскими и офшорными корнями, партнерствующая с Раймондасом Туменасом (Novus) засветилась в ряде громких земельных скандалов, и во главе со своим официальным лицом — Владой Молчановой, является главным спонсором «Батьківщини» в столице. Именно с Молчановой согласовывают все голосования фракции Денис Москаль (тоже имеет отношение к SG) и Виталий Нестор.
«На первом заседании фракции прямым текстом было сказано, что, ребята, по поводу Киева не выделывайтесь, — рассказывает наш источник, близкий к штабу «Батьківщини». — Партия поменяла столицу на спонсорскую поддержку. Любое решение голосуется по звонку Влады Молчановой. Однако есть ряд шкурных вопросов, где депутаты голосуют соответственно своим интересам. Во фракции строгий демократический централизм с выговорами за пропуски заседаний. Уже осенью включится императивный мандат и те, кто не совсем понял политику партии, уйдут. Первой на освободившееся место зайдет жена экс-главы Государственной фискальной службы Романа Насирова — эта семья тоже хорошо помогла партии. Москаль — родом из SG, Нестор — муж сестры гражданского мужа Молчановой. Практически — бизнес-династия».
Здесь стоит сказать, что позиция Тимошенко в Киеве не нова. При Мелиховой и Бондаренко «Батьківщина» так же вела двойную игру. В прошлом созыве, когда люди Порошенко/Кононенко ленились присутствовать и голосовать по мелким, на их взгляд вопросам, голоса стабильно давала «Батьківщина». Владимир Бондаренко публично обличал коррупционеров, воздерживаясь при голосованиях, подконтрольные депутаты — голосовали. Однако перед выборами партия Тимошенко всегда оперативно перестраивалась и дистанцировалась от любых скандалов.
Сегодняшняя ситуация не совсем обычная, потому как ресурсный консенсус Банковой с Кличко подорвала политика. «Батьківщині» так или иначе нужно выбирать сторону. По нашей информации, во фракции — раскол. Люди Комарницкого, сблизившегося с Кличко, поддерживают мэра, остальные — готовы работать с новым главой КГГА. Коммерсантов не интересует политика. Глава ОПУ Ермак напрямую общается с Молчановой и она как главный спонсор столичной «Батьківщини» обещала поддержку офису. Хотя у SG зависли несколько проектов, и она точно не хочет сориться с Кличко. «Сегодня все играют на две стороны, пока весы не качнулись в чью-то сторону, — добавляет источник. — Тем более есть силы, которые планируют сделать Кличко торпедой против Зеленского».
Интересно, что сын Влады Молчановой всплыл в составе координационного совета по строительству президентского “университета будущего” как учредитель строительной компании. А за организацию референдума Тимошенко по земле, кстати, отвечал Виталий Нестор — человек Молчановой. Это о том, кто сегодня реально контролирует «Батьківщину» в Киеве. Однако за возможность быть заметной в оппозиции и громко бороться за пять референдумов кому-то нужно платить. В данном случае — киевлянам.
«Это вечный баланс политики, — размышляет наш источник из центрального штаба партии. — Без денежного ресурса ты не сможешь заниматься политикой. Поэтому Юлия Владимировна жертвует какими-то идеологическими обещаниями в обмен на финансовую поддержку. Все политические инициативы, да и само существование партии, — очень дорогое удовольствие. Тем более без собственного медийного ресурса. Даже если бы нам включили «зеленый» по референдуму, спонсорам очень сильно пришлось бы напрягаться. Поэтому Киев априори не рассматривали как флаг для оппозиционной борьбы. Это отдельная ресурсная история. К столичной команде у штаба меньше всего идеологических требований».
Однако к другим регионам у Юлии Владимировны так же нет идеологических требований. Уточним, что «Батьківщина» взяла на местных выборах второе место (12,5%), вместившее 4100 депутатов. (После «Слуги народа», набравшей 17,5% — 5800 мандатов). Однако если структурировать победу, то очевидно, что в областных центрах Тимошенко — проиграла. Из 23 областных центров (включая Киев), фракция «сердечных» появилась только в десяти городских радах, взяв всего 62 мандата. К бесспорным трофеям здесь можно отнести лишь Ужгород и Сумы, где партия взяла большинство мандатов. В Черкассах, Ивано-Франковске, Житомире и Луцке — Тимошенко, скорее, отметилась.
В процессе работы над проектом «Местные выборы-2020. Страна по полочкам» мы зафиксировали, что «Батьківщина» оказалась лидером по продаже франшиз. Списки в рады областных центров начинялись ресурсными кандидатами. Причем совсем без идеологических заморочек. Кейс Ужгорода, где Тимошенко уступила франшизу экс-депутату «регионалу», известному местному авторитету Михаилу Ланьо (его клан на Закарпатье конкурирует с кланом Балог) — очень наглядный.
Свел Тимошенко с новым ресурсным партнером один из ее новых молодых партийных замов Иван Крулько. Он же возглавил областную ячейку партии. Идентичный принцип использовался в большинстве областных центров и чистыми списки остались только там, где сыграл роль человеческий фактор. К примеру, мэр Сумм Александр Лысенко сумел отстоять городской список «Батьківщини» от чуждой ему крови. Однако на областном уровне торговля шла, что называется, с молотка. Почитайте проект.
…В какой-то момент нам показалось, что «слив» Киева и тотальная «неразборчивость» при формировании региональных списков продиктованы желанием лидера «Батьківщини» уйти из политики, скажем так, небедным человеком. Однако дело в другом: недостижимость абсолютной власти просто меняет приоритеты Юлии Тимошенко. Власть как сатисфакция ее больше не интересует. Власть, как ресурс — да.
«Батьківщина» переживает активный процесс обновления. Не качественного, но финансового и кадрового. На совещаниях в ZOOM уже не храпят старики, а у новых членов партии и молодых руководителей областных ячеек — горят глаза. В отличие от Юлии Владимировны. Вопрос преемника — не обсуждается. Как, впрочем, и не задаются лишние идеологические вопросы. Для всех, кто вдруг ошибся партией и еще не понял ответов, — в октябре заработает императивный мандат и процедура отзыва.
Источник: ZN.UA