Противостояние реформаторов дало возможность заработать австрийскому узнику
На прошлой неделе председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко заявил о неурочных выгодах крупного бизнеса от операций с природным газом, приобретаемом у возглавляемой им госкомпании. Первой он тут выделил ООО «ЙЕ Энергия» Дмитрий Фирташа, которая перепродает купленное у НАК голубое топливо промышленным предприятиям.
Бизнес создан чтобы делать деньги, потому упрек Витренко сложно принять как рациональное замечание. Но доля истины в его пассаже все же есть, поскольку в начале года, когда «Нафтогаз» и «ЙЕ Энергия» только начинали вести диалог о коммерческом сотрудничестве, речь шла о том, что НАК будет продавать газ ООО с тем, чтобы последнее реализовывало его населению, тем самым удовлетворяя социальный спрос в регионах.
Почему украинцы должны покупать государственный газ через частную компанию? Потому что ООО «ЙЕ Энергия» это не просто посредник, а компания, унаследовавшая абонентские базы потребителей газа от двух десятков региональных газовых компаний (облгазов), контролируемых группой Дмитрия Фирташа.
Команда этого бизнесмена продавала газ населению и до заключения весной текущего года контракта между «Нафтогазом Украины» и «ЙЕ Энергией». Но это не мешает Витренко сейчас упрекать экс-главу НАК Андрея Коболева едва ли не в сговоре с Фирташем.
«Компания Фирташа (ООО «ЙЕ Энергия» – «ОЛИГАРХ») получает от «Нафтогаза» газ по цене ниже 7,5 грн за куб.м, а затем перепродает его промышленным потребителям по спотовой цене – выше 10 грн. Проблема в том, на каких именно условиях предыдущее руководство «Нафтогаза» заключило соглашения с поставщиками газа населению, в частности, крупнейшим игроком – компанией «ЙЕ Энергия», которую контролирует Фирташ. Ключевым является то, что выбранная «Нафтогазом» структура контрактов не содержит четких ограничений по поставкам газа только для нужд бытовых потребителей (населения). Привлекает внимание также особый подход прежнего руководства «Нафтогаза» до заключения договора с «ЙЕ Энергия»: эта компания получила более выгодную цену, чем другие поставщики газа населению. Анализ договоров между «Нафтогазом» и поставщиками населению свидетельствует: по итогам мая значительное количество газа, отпущенного для нужд населения, оказалось у совершенно других категорий потребителей», – говорится в официальном сообщении НАК.
В этой цитате читается неприкрытое обвинение Андрея Коболева в потакании интересам Дмитрия Фирташа. Но экс-глава «Нафтогаза» в долгу не остался. На своей странице в Фейсбук он сообщил, что если сегодняшнее руководство НАК считает контрактные отношения с «ЙЕ Энергией» неэффективными, то вправе выйти из них досрочно.
«Подписанный в марте контракт содержит несколько оснований, позволяющих полностью прекратить обязательства группы «Нафтогаз» перед «ЙЕ Энергия», в частности продавать газ. Наряду с другими таким основанием являются санкции, которые президент Украины недавно ввел в отношении Фирташа свои указом», – говорит Коболев.
У его оппонентов может сложиться ощущение, что делая такое заявление, отставной глава «Нафтогаза Украины» блефует. Ведь факт продажи газа НАКом структуре Фирташа по наилучшей цене на лицо: в его рамках ООО «ЙЕ Энергией» получила 6 млрд куб м из расчета 7,42 тыс грн/1 тыс куб м. Тогда как остальные участники рынка, с которыми контракты были подписаны «Нафтогазом» в тот же день, что и со структурой Фирташа, согласились на тарифы вплоть до уровня 8,8 тыс грн/1 тыс кубов.
И даже несмотря на эти цифры, говорить про тогдашний коррупционный сговор команд Андрея Коболева с Дмитрием Фирташем неправильно.
По данным источников «ОЛИГАРХА», весной этого года «Нафтогаз» пошел на продажу газа «ЙЕ Энергии», потому что это был единственный вариант для госкомпании сохранить за собой право распоряжения ресурсом собственной же добычи.
Эта парадоксальная ситуация возникла как следствие предпринятой весной этого года попытки Минэнерго, которым тогда руководил Юрий Витренко, заставить контролируемую НАКом госкомпанию «Укргаздобыча» продавать природное топливо всем участникам рынка (а не только «Нафтогазу»).
Эту инициативу Витренко тогда объяснял желанием «развития газового рынка в Украине и обеспечения поставок газа бытовым потребителям». Но по факту речь шла о намерении банального лишения тогдашнего руководителя НАКа Коболева прав распоряжения газом. И Коболев не нашел ничего лучше кроме как сохранить за собой эту опцию путем продажи всего годового ресурса будущей добычи на год вперед. Как раз в этом его стремлении «под руку» и подвернулась «ЙЕ Энергия», законтрактовавшая ресурс по минимальной цене.
С момента подписания соответствующего договора с «Нафтогазом» прошло меньше полугода, и за этот период цены на газ кратно выросли, но на кошельке Дмитрия Фирташа это не отразится, ведь годовой контракт имеет фиксированную цену.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»