Мнения

Юрий Николов: “Война за деньги “Большого строительства”. Второй фронт”

Влияние Андрея Ермака на «Большое строительство» до сих пор было весьма формальным. Руководитель офиса президента имел свою часть славы, но оперативный контроль и сбор данных с рынка обеспечивали заместитель Ермака Кирилл Тимошенко и понятные ему министр инфраструктуры Александр Кубраков и координатор «Большого строительства» Юрий Голик, под «шефирной» крышей. Но расстановка сил меняется, и первые тектонические сдвиги красноречиво намекают: Владимир Зеленский и Андрей Ермак начали избавляться от лишних ртов.

Но сначала несколько слов о марже. Маржа — это сумма, которую заказчик закладывает в ожидаемую стоимость тендера сверх нормальной или рыночной стоимости товаров и услуг. В Укравтодоре маржу обычно размазывают по завышенной цене асфальта и других стройматериалов, именно поэтому и скрывают тендерные сметы и то, как формируют ожидаемые цены. Важно! Маржа — это не взятка и не откат. Это просто определенный процент для дальнейшего «освоения». В Укравтодоре это от 10 до 50% в зависимости от величины и государственного веса проекта.

Если заказчик — лох, а подрядчик скуп, то всю маржу заберет себе исполнитель. Если же они оба «в теме и в доле», то маржу «конвертируют» и делят по конвертам для раздачи участникам схемы. На свою долю маржи также претендуют правоохранители, которые изредка открывают уголовные производства, но никогда не доводят их до конца, потому что получают свой конверт.

Один из простейших способов борьбы с маржой — это настоящие конкурентные торги, на которых «внесистемные» или «договороНЕспособные» фирмы торгуются до тех пор, пока видят экономический смысл в получении подряда. Такой сценарий очень не любят в Укравтодоре. Здесь скидки на торгах обычно составляют 2–4%. И вот вам два свежих примера.

Самые интересные события происходили не непосредственно в Укравтодоре, а в ведомствах, недавно захваченных командой Тимошенко, Кубракова и Голика. Сразу два очень крупных тендера продемонстрировали их лояльность к президенту Зеленскому и А.Ермаку, выраженную во вполне конкретных миллиардных суммах.



Первый — это тендер в системе Мининфраструктуры на строительство аэродрома в Днепре, который за 5,64 млрд грн выиграло ООО «Онур». Многие расценили его как денежный реверанс лично Владимиру Зеленскому. Потому что полгода назад этот контракт получила совсем другая компания — «Альтис». Она выиграла его за 3,95 млрд грн, еще когда министром инфраструктуры был Владислав Криклий, и на аэродромный тендер допустили восемь действительно мощных строительных компаний. Но… сначала местная власть саботировала земельные решения, а потом лояльный к офису президента Антимонопольный комитет Украины на два месяца остановил любые выплаты подрядчику. Так что «Альтис», вложив в подготовительные работы собственных 100 млн грн, не получил ни одной копейки от заказчика. А когда А.Кубраков пересел из кресла руководителя Укравтодора в министерское, с подрядчиком вообще расторгли контракт за невыполнение соглашения .

После расторжения контракта, в котором «Альтис» минимизировал маржу фактически до нуля, объявили новый тендер со старой ожидаемой суммой 5,7 млрд грн. Именно с этой цифры «Альтис» полгода назад спустился на торгах до 3,95 млрд (и даже с такой скидкой они не планировали работать себе в убыток).

Сначала предполагали, что подряд сольют «Автомагистрали-Юг». Источники отмечали, что это любимая компания группы Кирилла Тимошенко, да и Днепропетровска область для нее якорная. Потому что именно здесь «Автомагистраль-Юг» начинала брать первые миллиардные подряды во времена Ю.Голика — «тендерного» советника местного губернатора.

С одной стороны, их ожидал Ермак, под которым лелеяла амбиции «Автострада» Максима Шкиля (пример о них будет ниже). А с другой стороны…

Выход на новый уровень возможностей немного сорвал резьбу у любимцев Владимира Зеленского. Злые языки судачили, что тимошенковский молодняк уже с министерских позиций начал позволять себе пренебрежение к старым друзьям президента. Якобы они могли сказать в лицо Сергею Шефиру все, что думают о его талантах. А Шефир — это семья, а не просто бизнес. И в этом месте Владимир Александрович тоже вроде бы психанул и пообещал голову Тимошенко Ермаку, который имел свой план и неслучайно вырастил «Автостраду» как претендента на лидерство в Укравтодоре. В частности, в бэк-офисе Ермака нашел приют бывший СБУшник Иван Дралюк, близкий и понятный не только Ермаку, но и Максиму Шкилю, основателю «Автострады». Дралюк, ранее известный общим прошлым с одиозным Павлом Демчиной, сейчас активно строит общее будущее с руководителем офиса президента, причем именно в «дорожном» направлении. В рукаве у него козырь – «Автострада».

Так что тимошенковским нуворишам пришлось вновь демонстрировать лояльность лично Зеленскому. И то, что «Автомагистраль-Юг» вообще не сунулась на тендер по аэродрому «Днепр», — именно такая демонстрация. Подряд с циничной скидкой в 1% забрало ООО «Онур Конструкцион Интернэшнл» без какого-либо сопротивления со стороны другого участника — ООО «Ростдорстрой» (да, на этот раз на торги больше никто не пришел).

В этом месте напомним: на предыдущем тендере «Автомагистраль-Юг» до последнего рубилась с «Альтисом», проиграв ему буквально несколько тысяч гривен. То есть фирма Александра Бойко тоже планировала строить аэродром в Днепре за 4 млрд грн. Но на этот раз даже не пришла торговаться. И позволила забрать 1,7 млрд грн маржи турецким товарищам Зеленского, который гастролировал с «кварталом» в их отеле в Анталии, еще когда даже не был президентом. И которым он после победы на выборах публично предлагал отдавать строительные подряды вообще без тендеров.

Закрепим. Строительство аэродрома в Днепре друзьями президента обойдется на 1,7 млрд грн, или на 30%, дороже, чем обещали победители настоящих конкурентных торгов. Это и есть процент «Большого крадительства» плохих бояр Зеленского в «Большом строительстве» хорошего царя Зеленского.

Ну, и второй кейс — это достройка железнодорожного Дарницкого моста через Днепр в Киеве. Здесь «Автомагистраль-Юг» подала заявку на торги, но даже не пробовала спорить с единственным конкурентом — ООО «СУНП «Автострада». Последние, любимцы Ермака, выиграли тендер за 1,1 млрд грн с такой же мизерной скидкой, как и «Онур» в Днепре. То есть никакой минимизации маржи, никакой экономии для государственного бюджета. Зато какой знак уважения от лидера картеля главе офиса президента, который за время «Большого строительства» потерял все берега, имея до 30% всего рынка дорожных подрядов.

Хотя… Уважение — уважением, а миллиарды — миллиардами. За всеми этими демонстрациями в Мининфраструктуры и «Укрзалізниці» «Автомагистраль-Юг» продолжает косить миллиарды в системе Укравтодора с результатом 32 млрд грн за неполных девять месяцев. На прошлой неделе забрала очередные 2 млрд грн. То есть сдача одного миллиарда гривен на мосту и даже почти 6 млрд на аэродроме — это не критические пробоины, которые можно отбить менее чем за месяц. Только бы президент Зеленский не разозлился по-настоящему и не вставил санкционный штырь фаворитам Тимошенко и Голика.

Напомним, раскол среди фаворитов Укравтодора начался этой весной с заявления владельца «Автострады» Максима Шкиля о выходе из Национальной ассоциации дорожников Украины (НАДУ). Ее в начале «Большого строительства» основали шесть крупных компаний, в отношении которых «Лига антитраста» подавала заявление в АМКУ с перечнем признаков картельного сговора. Через полтора года этот картель дал трещину, и «Автострада» этим летом начала все реже пересекаться с «Автомагистралью-Юг» и «Онуром».

По данным источников «Наші гроші», изменения в Укравтодоре непосредственно связаны с укреплением позиций Андрея Ермака. Он добился изгнания из спецслужбы близкого Ивану Баканову Андрея Наумова, и это стало для чекистов сигналом, что фаворитизм образца 2020 года уже неактуален. И что рано или поздно Ермак захватит контроль над всеми потоками в ОПУ. В том числе отберет у Кирилла Тимошенко кураторство над «Большим строительством», которое служит офису президента одним из основных источников пополнения «бюджета». А со временем и Сергея Шефира лишит контроля над инкассацией расходов «слуг народа».



Более того, у Андрея Борисовича есть собственные советники из числа бывших эсбеушников. А у этих советников есть собственные предпочтения среди дорожников Украины, которые отличаются от предпочтений Кирилла Тимошенко.

И вот именно навстречу таким тектоническим изменениям все это время двигался Максим Шкиль. Он заявил о выходе из устаревшей НАДУ, в которой вице-президентом является Александр Бойко из компании «Автомагистраль-Юг». А еще и нашел ресурс в сумме около 2 млрд грн на приобретение новой техники для «Автострады». Таких затрат на рынке не позволял себе ни один другой игрок, и благодаря им «Автострада» синхронно с усилением Ермака поднялась на вторую позицию в рейтинге фаворитов Укравтодора.

Источник: “Зеркало недели”

Напечатать

Юрий Николов

Журналист и основатель проекта \"Наши деньги\"

«ОЛИГАРХ»

Публикации

Фелікс Черток сховався за ребе

Навіщо партнер Вадима Єрмолаєва, якого підозрюють у фінансуванні російських окупантів, «поділився» алкогольним дистриб’ютором «Торговий Дім АВ» з головою Ради Федерації єврейських громад України

«Русские просторы» Bayadera Group

Найбільший український алкогольний холдинг Bayadera Group заявляє, що давно вийшов з ринку росії. Проте зібрані «Олігархом» факти вказують на те, що група досі може мати таємні зв’язки з країною-агресором і розвивати в ній алкогольний…

Суботін Шредінгера

Власник збанкрутілого Мегабанку, масштабне виведення майна з якого розслідує ДБР, одночасно перебуває в двох станах - як керівник державного холдингу та людина, яка веде боротьбу з владою

Віктор Пінчук програє Федору Закусило війну за «Укргазвидобування»

Державна газовидобувна компанія, судячи з усього, не проти такого розвитку подій: присутність конкурента із США, що торгує китайським товаром, дозволяє суттєво збивати ціни українського монополіста «Інтерпайп»
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.