С мирового металлургического рынка могут надолго исчезнуть металлопрокат и железорудное сырье, производимые в Украине и России. Это миллионы тонн и десятки миллиардов долларов. Зацепило ЕС, Турцию и даже Китай.
Война в Украине оказала влияние не только на украинский и российский горно-металлургический комплекс, но и на металлургию Европы, Турции и КНР. На этих рынках уже царит неопределенность, которая может перерасти в затяжной кризис. НВ Бизнес разбирался, как российская агрессия в Украине разрывает устоявшиеся цепочки поставок металлургической продукции и сырья в мире.
Большой минус
С начала войны полностью остановлено производство практически на всех крупнейших металлургических предприятиях Украины: мариупольские Азовсталь и ММК им. Ильича, Запорожсталь, АрселорМиттал Кривой Рог. Еще в начале года был остановлен Днепровский метзавод. На экспорт шло 80% всего украинского производства.
Речь — о миллионах тонн и миллиардах долларов. В 2021 году украинская металлургия произвела 21,37 млн тонн стали, экспорт — более 14 млн тонн. Наш прокат и полуфабрикаты (слябы, квадратную заготовку) покупают в ЕС, на Ближнем востоке, в странах NAFTA. Чугун — в США, Италия и Турция. По итогам 2021 года, на внешние рынки поставили 3,2 млн тонн этой продукции.
Российский рынок — втрое больше. Метзаводы РФ в 2021 году произвели 76 млн тонн стали. На экспорт ушло 43,5 млн тонн, в том числе 3,9 млн тонн чугуна и 14,9 млн тонн полуфабрикатов.
Российские заводы продолжают работу, но также столкнулись со сложностями в продаже и отгрузке продукции на внешние рынки.
Остановка предприятий Украины, сложности с логистикой, а также санкции против российской экономики привели к тому, что под вопросом оказались поставки на мировой рынок около 58 млн тонн стальной продукции. И это лишь прямое влияние.
Зависимость от сырья
В структуре экспорта металлопродукции из Украины и РФ большую долю занимают полуфабрикаты. Металлурги других стран используют их для производства готовой продукции.
Украина и Россия паритетно контролируют около 60% мирового экспорта чугуна. Он уже практически остановился. То есть страны-покупатели — США, Италия, Турция и другие — не смогут использовать импортный чугун для дальнейшей переплавки в сталь. По итогам 2021 года, Украина и РФ суммарно поставили более 7 млн тонн чугуна.
Украина и Россия — крупные экспортеры слябов и квадратной заготовки, из которых уже на целевых рынках производится готовый металлопрокат.
Частично — на собственных заводах за рубежом. Например, у группы Метинвест Рината Ахметова есть прокатные заводы Spartan UK (Великобритания), Trametal и Ferriera Valsider (оба — Италия), Promet (Болгария). У российской НЛМК — в Дании, Бельгии, Франции и Италии, у Магнитогорского МК — в Турции, у EVRAZ в Казахстане и т. д.
По данным ГМК Центр, украинские металлургические компании в 2021 году обеспечили 34% потребности ЕС в слябах и 50% – в квадратной заготовке. А Украина и Россия суммарно контролируют 84% рынка полуфабрикатов ЕС.
В кратко- и среднесрочной перспективе заместить такое количество продукции «грязных» аглодоменного и сталеплавильного переделов практически невозможно. А значит рушатся многочисленные цепочки поставок, переработки и сбыта.
Почему это важно? На европейском и средиземноморском рынках чугун, полуфабрикаты и металлолом были взаимозаменяемым и взаимодополняемым сырьем.
Например, при дефиците лома, оперативно закупали полуфабрикат. Сейчас такой возможности нет. Стоимость металлолома уже установила исторический рекорд — более $600 за 1 тонну. Но его все равно не хватает.
Закрытое море
На территории нашей страны ведутся активные боевые действия, поэтому отсутствие экспорта не выглядит удивительным. Почему же с рынка исчезает российская продукция?
Ответ — не только в санкциях против отдельных олигархов, которые считаются приближенными к диктатору Владимиру Путину.
Из-за войны полностью закрыто судоходство в Черном море. Отгрузки железорудного сырья и металлопродукции из морских портов Украины и России де-факто остановлены. Поэтому сложности возникли не только у потребителей, перекатчиков и металлургов Европы и Ближнего Востока.
В портах фактически отсутствует отгрузка железорудного сырья (ЖРС). А ведь только из Украины в 2021 году было экспортировано 44,46 млн тонн железной руды. Крупнейший потребитель — КНР, куда отправили почти 42% продукции. Россия экспортировала еще порядка 20 млн тонн ЖРС (подсчеты НВ Бизнес).
ГОКи Украины заявляют о продолжении работы и поставках продукции своим европейским потребителям. Но сохранившиеся маршруты, составляют незначительную часть от морских поставок и работают только в направлении Европы.
Россия тоже не сможет нарастить отгрузки в Китай ж/д транспортом, так как единственный маршрут уже активно используют компании Казахстана.
Смогут ли воспользоваться ситуацией рудокопы Австралии и Бразилии, которые заправляют мировым рынком? Бразильские производители ЖРС до сих пор отходят от последствий масштабных экологический аварий в 2015 и 2019 гг. Поэтому запас прочности минимальный.
Еще один момент, который уже является преградой для торговли между ЕС и Россией — это репутационные потери. Собеседник НВ Бизнес, который специализируется на консалтинге для промышленных компаний в Европе, рассказал, что крупные дистрибуторы и потребители отказываются закупать металлопрокат, даже произведенный на европейских активах российских металлургов. Также останавливаются поставки изделий из отдельных марок стали в Россию, так как они могут быть использованы «при производстве танков».
Уже в среднесрочной перспективе в мировой металлургии может возникнуть эффект домино. Его результатом станет существенный рост стоимости металлопроката (который и так дорожает буквально каждый день) или даже дефицит стальной продукции в планетарном масштабе, прогнозирует собеседник НВ.