Почему аптеки повысили цены на препараты − есть три причины. Об этом “ОЛИГАРХ” узнал из сообщения НВ-Бизнес.
В украинских аптеках стало меньше покупателей. В апреле продано на 37% меньше лекарств по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, рассказал директор по маркетингу сети АНЦ Вячеслав Сауц. Увы, но украинцы не стали меньше болеть. Причина в дороговизне лекарств, экономии украинцев и выезде части населения за границу.
Лекарства дорожают
За два с половиной месяца войны стоимость медпрепаратов выросла в среднем на 10%, говорит Сауц. Но некоторые лекарства подорожали еще больше, свидетельствуют «полевые исследования« журналистов. Например, до начала вторжения России в Украину популярный Цитрамон стоил до 20 грн за 10 таблеток, сейчас — 32 грн. Препарат для снижения отеков Верошпирон 25 мг вырос в цене с 20−25 грн до 30−40 грн, а успокоительный Нервохеель теперь стоит 200−280 грн, хотя еще два с половиной месяца назад обходился в 150−190 грн.
Себестоимость лекарственных средств после начала войны существенно выросла из-за целого ряда факторов, говорят в пресс-службе фармацевтической компании Дарница. Выросли расходы на логистику и импортное сырье. Доходы упали, а гривня девальвировала.
«Несмотря на рост цен на сырье, материалы, топливо и логистику, Дарница пытается удержать отпускные цены на довоенном уровне», — сообщили в пресс-службе компании. Исполнительный директор компании Фармак Владимир Костюк уверяет, что за время войны цены на их лекарства не менялись.
Значительно подорожали импортные препараты. В пресс-службе фармкомпании Bayer говорят, что их компания не поднимала цены и даже снизила их на некоторые лекарства, но «если цена выросла, то за счет дистрибьюторов и аптечных сетей, которые могут испытывать трудности с логистическими или другими вопросами».
Что покупают украинцы
После начала вторжения россии наблюдалось небольшое оживление продаж, говорит Сауц. «Потребители с хроническими заболеваниями покупали препараты про запас, опасаясь, что с их поставками будут проблемы», — отмечает он.
Опасения отчасти оправдались. Например, в аптеках до сих пор наблюдается нехватка лекарств для лечения щитовидной железы. «Трудности с импортом ощущает большинство компаний», — сообщили в пресс-службе Bayer. И добавили, что до войны сформировали на складах 4−5 месячный запас препаратов.
Меньше стало и покупателей. В апреле продажи снизились на 37% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, рассказывает Сауц. И, несмотря на подорожание, средний чек за этот же период снизился на 15%. Украинцы покупают самое необходимое и отказались от витаминов, мазей и пр.
После начала полномасштабной войны из Украины выехали несколько миллионов наших соотечественников, которые были активными потребителями лекарств — женщины, дети и пожилые люди, напоминает Костюк из Фармака.
«Конечно, из-за этого спрос на лекарства в целом снизился и изменился — на передний план вышло обеспечение фронта (кровоостанавливающие, обезболивающие и т. п.) и хронических больных (в первую очередь, эндокринологическое направление)», — говорит он.
Рост количества гуманитарных грузов тоже негативно отразился на продажах аптек — лекарства, за которыми потребители раньше обращались в аптеки, теперь можно получить бесплатно.
Проседание продаж в марте связано в первую очередь с количеством открытых аптек в стране, добавляют в пресс-службе Дарницы. Но ситуация улучшается. По данным Государственной службы по лекарственным средствам, в первые дни войны работало около 10% аптек, а на 17 марта — почти 50%, а по данным на 24 марта — 80%. «Следует понимать, что значительная часть открытых аптек приходится на запад страны, тогда как на востоке этот процент остается достаточно низким», — отмечают в Дарнице.
Сауц говорит, что часть аптек не удается открыть из-за нехватки персонала. Как правило, провизорами в аптеках работают женщины и многие из них уехали из Украины.
Стоимость препаратов может дополнительно вырасти в случае нового удорожания логистики или сырья, прогнозирует Костюк. Но украинские производители стараются удерживать цены на медикаменты на довоенном уровне. И это может дать им преимущество по сравнению с импортными препаратами, надеются собеседники издания.
Павел Полтавченко«ОЛИГАРХ»