На днях оператор газотранспортной системы Украины – ПАО «Укртрансгаз» сменил собственника: вместо Министерства экономики его учредителем отныне является Кабмин. Рынок воспринял это решение как победу главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева, который последние недели всеми силами пытался сохранить газотранспортного монополиста в своем ведении. Но реальные победители в этой схватке – команда Петра Порошенко. Как удалось узнать «ОЛИГАРХУ», именно «крестные отцы» БПП отныне являются негласными «смотрящими» за «Укртрансгазом».
В начале недели Кабинет министров опубликовал собственное постановление №675, которым ввел в свое прямое подчинение ПАО «Укртрансгаз». До этого решения госкомпания подчинялась напрямую ведомству Степана Кубива, который, собственно, сам и вынес на повестку дня вопрос о лишении его этих полномочий. Правда, эту тему глава Министерства экономики поднял невзначай: в первых числах сентября он подписал приказ, которым вывел «Укртрансгаз» из-под управления НАК «Нафтогаз Украины», подчинив себе напрямую оператора газотранспортной системы.
Это решение вызвало у команды Андрея Коболева бурю негодования. Для аргументации своей позиции топ-менеджер не пренебрегал пользоваться любыми аргументами, начиная от срыва выдачи кредитов от европейских финансовых институтов по типу ЕБРР до предостережения в проигрыше «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже, где решается вопрос переформатирования контрактных отношений с российским «Газпромом».
Под давлением этой аргументации правительство как раз и приняло решение принять «Укртрансгаз» в прямое управление. На рынке оно было воспринято однозначно: подчинение «Укртрансгаза» Кабмину означает ослабление позиций Степана Кубива, а это, мол, автоматическая победа Коболева. Так, собственно, считал и сам глава НАК, заявивший в разгар борьбы с Минэкономики о том, что после разрешения спора глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив будет обязан покинуть компанию.
«Этот вопрос наверняка будет вынесен на его комитет по этике, который оценит ситуацию и роль Прокопива в переподчинении компании Минэкономики. Я думаю, что после возврата «Укртрансгаза» ему придется написать заявление», – сказал тогда Коболев.
Если руководствоваться этой логикой, Прокопив должен освободить свое кресло буквально со дня на день. Но, как стало известно «ОЛИГАРХУ», перестановок в управляющих органах «Укртрансгаза» в ближайшее время не будет.
«На кадровые решения в компании установлен мораторий», – так источники «ОЛИГАРХА» пересказывают заявление вице-премьер-министра Владимира Кистиона, сделанное им на недавней встрече с европейскими финансовыми донорами. Со слов чиновника, смены менеджмента на предприятии не произойдет как минимум до завершения процесса анбандлинга (разделения) предприятий системы НАК «Нафтогаз Украины». А он, в свою очередь, займет минимум один год и начнется не ранее середины 2017 г.
В рамках существующей сегодня системы вертикали власти Кистион относится к лагерю Владимира Гройсмана. Но это совсем не означает, что решение сохранить должность Прокопиву принято премьер-министром.
По данным «ОЛИГАРХА», иммунитет главе «Укртрансгаза» был обеспечен ближайшим окружением Петра Порошенко. По мнению одних, принимая такое решение, президент, таким образом, вступился за своего базового партнера по парламентской коалиции Арсения Яценюка, к лагерю которого исторически относили Прокопива.
Но более убедительно выглядит друга версия. В соответствии с ней, после нынешней передачи акций в управление Кабмину, «Укртрансгаз» де-факто перешел под управление кураторов БПП во главе с армейским товарищем владельца Roshen Игорем Кононенко.
Последнему, по слухам, сейчас фактически подчиняется Игорь Прокопив. Возможность доказать или опровергнуть эту информацию появится уже буквально в ближайшее время.
Лакмусовой бумагой станет судьба программы по модернизации газотранспортной системы «Укртрансгаза»: она будет либо заблокировала, либо утверждена.
Если выбор будет сделан в пользу второго варианта, у госкомпании начнется машиностроительный ренессанс: в программе основной уклон делается на замену газоперекачивающих агрегатов. Бюджет этой строки расходов на ближайшие 7 лет – $1,5 млрд., основная часть которых будет освоена единственным производителем ГПА в стране – Сумским НПО, которое подконтрольно близкому к Порошенко Константину Григоришину.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»