В стане «австрийского узника» – праздник. Его организатором выступил государственный «Укртрансгаз», отказавшийся от долгоиграющих имущественных претензий к химзаводам группы Ostchem. Такая развязка в двухлетнем споре сэкономит Дмитрию Фирташу, ожидающему завершения судебных разбирательств в Австрии, итогом которых может стать его экстрадиция в США, около 2 млрд. гривен. Но эти дивиденды – только первый шаг в победной поступи беглого олигарха: в ближайшей перспективе он может рассчитывать на компенсацию сумм с неприлично большим количеством нолей.
О скандальном решении ПАО «Укртрансгаз» стало известно 2 ноября, когда глава этого предприятия Игорь Прокопив направил официальное письмо главе НАК «Нафтогаз Украины» Андрею Коболеву с предложением «провести совместное совещание по разработке и принятию мер по урегулированию дефицита газа».
Речь шла о небалансе в размере 345,9 млн. кубометров голубого топлива, который возник из-за смены юридического владельца этого объема. Так, вместо «Укртрансгаза» энергоресурс стал собственностью химзаводов ПАО «Северодонецкое объединение «Азот» (на его балансе стало числиться 132,5 млн. куб. м), ПАО «Концерн «Стирол» (125,6 млн. куб. м) и ПАО «Азот» (87,7 млн. куб. м), входящих в состав химического крыла Group DF – группу Ostchem.
Поводом для смены собственника энергоресурса стало окончание двухлетних судебных распрей между «Укртрансгазом» и триадой химзаводов Фирташа.
Речь о том, что пару недель назад – 18 октября – Высший хозяйственный суд признал «Стирол» и черкасский «Азот» владельцами указанных объемов газа, одновременно лишив «Укртрансгаз» имущественных прав на этот ресурс. А в отношении Северодонецкого «Азота» аналогичное решение было вынесено еще летом этого года.
Принимая соответствующие постановления, «вышка» исходила из того, оператор ГТС отобрал этот объем топлива у химиков без согласия последних, а значит, они имеют право на его возврат. Еще совсем недавно такое утверждение вызывало в «Укртрансгазе» однозначное невосприятие. Отчасти оно объяснялось личной неприязнью между командами Group DF и «Нафтогаза», которому на тот момент подчинялся «Укртрансгаз». Но основная причина была все-таки другой: подопечные Коболева утверждали, что химзаводы Фирташа фактически бесплатно получили упомянутые 345,9 млн. кубометров газа в начале 2013 г., когда «Укртрансгазом» руководил выходец из Ostchem Holding Сергей Винокуров.
По этому поводу у адвокатов компании Фирташа сразу нашлось что ответить. Их главный аргумент: спорный газ в том же 2013 г. они получили по актам приема-передачи от компании «Укргаз-энерго», которая на тот момент была основным поставщиком газа промышленным потребителям.
Впрочем, намного интереснее обстоятельства завершения спора между оппонентами. Речь о том, что упомянутые постановления Высшего хозсуда – это только формальная причина проигрыша «Укртрансгаза», а на самом деле госкомпания фактически отказалась отстаивать свою позицию.
По данным «ОЛИГАРХА», компания под руководством Прокопива еще до вынесения роковых постановлений Высшего хозсуда разработала так называемый план «Б». Его суть сводилась к тому, что в случае проигрыша она отменит оспоренные акты приема-передачи 345,9 млн куб. м газа, после чего выпустит аналогичные новые.
Этот прием давно известен и широко применяется на всех уровнях государственно-частных отношений.
Элементарный пример – события 2014 г., когда Кабмин продублировал отмененное судом постановление о переводе промышленных потребителей на закупку газа исключительно у НАК «Нафтогаз Украины».
Почему «Укртрансгаз» отказался повторить этот номер сейчас? Односложного ответа на этот вопрос не существует.
Но если обращать внимание на хронологию, понять суть происходящего становится проще. Речь о том, что двухгодичный газовый спор между заводами Фирташа и «Укртрансгазом» закончился буквально на вторую неделю после смены акционера последнего.
Как сообщал «ОЛИГАРХ», в первых числах октября 100% акций ПАО были переданы от Министерства экономики в Кабмин. Одновременно с этим «Укртрансгаз» фактически выбыл из управленческой вертикали главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, вместо которого кураторами газотранспортной компании стали представители ближайшего окружения Петра Порошенко.
Если сложившуюся управленческую модель наложить на контекст последних событий, то ситуация выглядит так, будто ставленники владельца Roshen начали рассчитываться с Фирташем. В нынешних ценах на газ упомянутые 345,9 млн кубометров оцениваются примерно в 2 млрд. гривен, но на этой цифре дебиторские пополнения Group DF могут не закончиться.
По данным «ОЛИГАРХА», на днях, 30 ноября, Киевский апелляционный хозяйственный суд будет рассматривать ходатайство упомянутого выше «Укргаз-энерго» о признании за компанией права собственности на 4,8 млрд. кубометров газа, которые «Укртрансгаз» списал с баланса одиозной компании еще несколько лет назад.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»