«Луганскгаз» из орбиты опального олигарха добился реструктуризации многомиллионных долгов перед «Нафтогазом Украины»
Основатель Group DF находится в одном шаге от экстрадиции в США, но это не мешает украинскому бизнесу Дмитрия Фирташа продуктивно решать собственные проблемы. Самым эффективным на этом поприще оказалось ПАО по газопоставке и газификации «Луганскгаз». Этому предприятию удалось добиться уникальных условий рассрочки своих многомиллионных обязательств перед «Нафтогазом Украины» и его дочкой «Газ Украины».
Триумф «Луганскгаза» был зафиксирован 9 февраля, когда Хозяйственный суд Луганской области несколькими решениями согласился рассрочить погашение этой компанией своих долгов за газ перед НАК «Нафтогаз Украины». Первым вердиктом хозяйственный суд Луганской области рассрочил выплату 17,3 млн. гривен долга «Луганскгаза» перед «Газом Украины» (дочерней компанией «Нафтогазом Украины») на 5 лет – с февраля 2017 по февраль 2022 г. Все это время должник должен будет выплачивать долг равными суммами, по 292,582 тыс. гривен ежемесячно.
«Суд соглашается с доводами должника о том, что немедленное исполнение судебного решения приведет к остановке его хозяйственной деятельности, невозможности восстановления поврежденных газопроводов, невозможности обеспечивать природным газом потребителей Луганской области, создаст угрозу остановки функционирования многих предприятий и может привести к гуманитарной катастрофе. Суд считает, что оплата взимаемой судебным решением суммы частями даст возможность заявителю самостоятельно осуществить погашение задолженности без негативного влияния на деятельность и финансовое состояние предприятия» – так мотивировал свой вердикт судья Сергей Масловский.
Который, впрочем, удовлетворил заявление истца только частично, поскольку изначально «Луганскгаз» просил о беспрецедентной рассрочке на 10 лет. В тот же день этот же судья сделал аналогичный подарок «Луганскгазу» в споре с НАК «Нафтогаз Украины», в котором речь шла о взимании 29 млн. гривен долга. Указанная сумма также была рассрочена до февраля 2022 г. равными частями – по 485,608 тыс. гривен ежемесячно.
Принимая соответствующие решения, в обоих случаях судья основывался на одной аргументационной базе: после начала войны России против Украины в 2014 г., около 60% основного имущества «Луганскгаза» – газораспределительные газопроводы – оказалось под контролем сепаратистов. При этом от сбора средств со значительной части своих потребителей «Луганскгаз» был отодвинут. Об этом красноречиво свидетельствует состояние кредиторского портфеля компании. Так, с января 2015 г. по сегодняшний день долги потребителей «Луганскгаза» выросли почти в пять раз – с 215 млн грн. до более чем 1 млрд грн. При этом каких-то особенных перспектив кардинального сокращения этой суммы (кроме списания) пока не просматривается.
С этой точки зрения в империи Дмитрия Фирташа луганское предприятие, крупнейшим акционером которой является ЧАО «Газтек» (49,9%), выглядит как чемодан без ручки. Но даже в таких условиях «Луганскгаз» может приносить деньги.
В том же «Нафтогазе Украины» обращают внимание на то, что газовым компаниям, работающим в зоне АТО, ничего не мешает злоупотреблять на статистике так называемого небаланса газа (ситуация, когда к оплате предъявляется не весь ресурс из-за неточностей в учете его распределения). Например, на территории Луганской области годовой небаланс газа составляет около 25 млн. кубометров. В нынешних ценах это больше 200 млн грн.
Если газопоставляющая компания действительно злоупотребляет этой цифрой, искусственно ее завышая, это может приносить ей неплохие деньги. Но говорить о том, что «Луганскгаз» зациклен на этих манипуляциях, будет неправильно. В конце концов, с прошлого года компания является обладателем сертификата о форс-мажорных обстоятельствах №6224, выданного Торгово-промышленной палатой Украины. А этот документ – железобетонное основание для того, чтобы требовать от фискалов списания так называемых безнадежных налоговых долгов, которых у ПАО более чем достаточно.
Егор КажановОлег Кульбида
«ОЛИГАРХ»