Команда владельца Roshen может использовать блокаду Донбасса для передела бизнеса группы ДТЭК
Блокада транспортного сообщения через так называемую линию разграничения началась около двух месяцев назад по инициативе ветеранов АТО и ряда народных депутатов. Все это время официальный Киев называл их действия противозаконными, но вчера неожиданно встал на их сторону: Совет национальной безопасности и обороны одобрил «временное полное прекращение грузовых перевозок с неподконтрольными территориями». Таким образом, президент Петр Порошенко де-факто начал действовать по принципу «Если ты не можешь остановить процесс, нужно его возглавить».
Транспортный мораторий вступил в силу с 13.00 15 марта, а срок его действия не ограничен. По факту, этим были полностью удовлетворены требования инициаторов блокады. Но у упомянутого решения СНБО совсем другая история происхождения – легализация блокады стала ответной реакцией центральной власти на действия оккупантов.
В частности, на приказ так называемого «Министерства угля и энергетики ДНР» №32 от 13 марта, которым руководители всех предприятий топливно-энергетического комплекса, базирующихся на территории псевдореспублики, были ультимативно уведомлены о необходимости перерегистрации в «ДНР». Это решение кардинально перевернуло ситуацию: в таких условиях восстановление торговых отношений с ОРДЛО означало бы признание тамошней «власти», находящейся под контролем Кремля, Пойти на это Киев не может, поэтому и появилось упомянутое решение СНБО, которым фактически выполнялись требования блокадников.
В сухом остатке взаимное повышение ставок привело к тому, что все ключевые промышленные предприятия из ОРДЛО перешли под контроль сепаратистов. Больше других от этого потерял Ринат Ахметов: его группа СКМ потеряла в общей сложности оперативный контроль над 18 предприятиями, основная часть которых (11) являлась частью энергетической империи донецкого бизнесмена – ДТЭК.
Основываясь на этом факте, многие взялись «хоронить» ДТЭК, считая, что дни ее лидерства сочтены. Не согласиться с этим мнением сложно не только из-за беспрецедентной атаки на группу, но и анализа последствий, к которым она приведет. Речь о том, что после «национализации» шахты «Комсомолец Донбасса», объединений «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит», ДТЭК фактически потеряла все собственные источники энергетического угля – антрацита, что оставило без топлива львиную часть ее тепловой генерации на территории Украины.
Таким образом, сейчас команда Рината Ахметова оказалась перед необходимостью поиска альтернативы донбасскому углю за границей. С точки зрения источников происхождения, каких-то особенных проблем эта задача не вызывает (антрацит есть в США, Австралии, ЮАР).
Проблема в другом: конечная стоимость заморского ресурса в Украине будет близка к 3 тыс. грн/т, а это почти в два раза больше затрат, заложенных в тарифе на электроэнергию для ТЭС. Соответственно, чтобы бизнес тепловой генерации сохранял текущую рентабельность, тарифы тепловиков, на 80% состоящие из затрат на приобретение угля, нужно резко повышать. Как известно, этот вопрос относится к компетенции Национальной комисии по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг, глава которой Дмитрий Вовк (бывший менеджер Roshen) – прямой ставленник Петра Порошенко. Простыми словами, сейчас дальнейшая судьба ДТЭК оказалась в руках гаранта Конституции.
В прошлом году, как уже сообщал «ОЛИГАРХ», люди Порошенко нашли общий язык с Ахметовым – цену на уголь, который сжигают ТЭС, власти стали вычислять по формуле «Роттердам+» (цена на бирже в Роттердаме, морская доставка в Украину и перевалка в порту). Из-за чего он подорожал в течение 2016 года почти в полтора раза.
В нынешней ситуации очевидно, что чемодан без ручки в руках Ахметова трещит уже по всем швам, и можно предположить, что Порошенко и его армейский товарищ Игорь Кононенко, которого называют президентским «смотрящим» за ТЭК, постараются этим воспользоваться. Например, добившись перераспределения энергетического «балласта», который Ахметов до последнего времени упорно никому не хотел уступать.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»