Российский банк ведет операцию по захвату контроля над украинским рынком комплексных удобрений
«ОЛИГАРХ» начинает серию публикаций, посвященных исследованию деятельности в Украине российских банков, особое внимание к которым сейчас приковано после последних событий, связанных с введением санкций против российских банков в Украине. Цель наших расследований – максимально показать истинную картину деятельности российских банков в стране, и их истинные мотивы, поскольку до сих пор в Украине ведутся споры на предмет, чего больше от российских банков- пользы или вреда, если говорить фигурально. И начинаем серию публикаций с изучения украинской дочки российского ВТБ Банка, и чем на самом деле занимается его менеджмент в Украине…
На сегодняшний день стараниями украинской дочки российского ВТБ Банка эта финансовая структура близка к полной монополизации украинского рынка удобрений. В конце марта стало понятно, что к Ostchem Дмитрия Фирташа, заложившей в российском Газпромбанке свои азотные заводы за долги в несколько миллиардов долларов, прибавится и один из крупнейших производителей комплексных фосфорсодержащих удобрений, аналогов которых в Украине не выпускается. Речь идет о ЧАО «Днепровский завод минеральных удобрений» (г. Каменское). Единственным конкурентом ДЗМУ по ряду позиций является «Сумыхимпром», находящийся в процедуре санации и контролируемый менеджерами все того же Фирташа.
Днепровский завод минеральных удобрений, которым владеет харьковский бизнесмен Сергей Лесковский, в мае 2011 года взял в ВТБ кредит в размере $30 млн. Поручителем по кредитному договору выступало ООО «Украгрохимхолдинг», также принадлежащее г-ну Лесковскому, которое отдало в залог банку по двум договорам в общей сложности 85% акций ДЗМУ. Кроме того, в кредитных отношениях с ВТБ участвовал еще ряд предприятий бизнесмена — ООО «Интерхитрейдинг» и ООО «Фосфат».
Проблемы с погашением кредита у ДЗМУ начались в 2013 году, а уже по состоянию на 23 января 2015 года долги завода, учетом пени и штрафов, составили около $32 млн. Хотя предприятие до этого успело погасить около $5 млн. тела кредита, и инициировало переговоры с банком о реструктуризации задолженности. Однако ВТБ решил не идти на уступки и затеял судебные разбирательства с должником, стремясь забрать заложенное в счет долга имущество. А в мае 2016 года ВТБ добился ареста всего имущества ДЗМУ в пределах суммы взыскания более 761 млн., наложив арест на большинство его счетов и находящиеся на складах удобрения.
Пожалуй, единственным успехом Лесковского можно назвать то, что оценщики так и не смогли оценить стоимость пакета акций, переданных в залог, что оставляло ему гипотетические шансы сохранить хотя бы какое-то влияние на производителя удобрений.
Однако банку, подконтрольному российскому госбанку, этого показалось мало, и ВТБ решил обанкротить ДЗМУ, чтобы получить контроль над его целостным имущественным комплексом.
Иск о возбуждении дела о банкротстве ЧАО «ДЗМУ» был подан ВТБ в ноябре прошлого года, а в декабре хозяйственный суд Днепропетровской области отказал истцу, поскольку он не предоставили по требованию суда расчеты задолженности. В январе 2017 г. апелляционная инстанция вняла ценным аргументам ВТБ и вернула дело на стадию подготовительного заседания. А на днях Высший хозяйственный суд решил не вставать на сторону должника, отказавшись принимать его кассацию.
Таким образом, суды фактически благословили поглощение кремлевскими банкирами одного из ведущих производителей комплексных удобрений в Украине, постоянными клиентами которого являются компании из 25 стран мира, в том числе HELM, Keytrade, Transammonia, IBE Trade, Gavilon, WWC, СП «Нибулон», «РАЙЗ», ООО «УкрЛатАгро», «Приват-АгроЦентр», «Астарта-Киев» и другие прямые покупатели и дистрибьюторы. Еще один «подарок» заводу на днях преподнес хозяйственный суд Днепропетровской области, отказавшись снять арест с удобрений, произведенных предприятием и подготовленных к отгрузке покупателям.
Выгодно продать ДЗМУ при нынешних обстоятельствах у ВТБ вряд ли получится. Куда больше шансов, что предприятие пополнит ряды простаивающих химических гигантов, таких как горловский «Стирол» и северодонецкий «Азот» Дмитрия Фирташа. Впрочем, действия ВТБ наталкивают на мысль, что если банк и перепродаст этот актив, то покупателем станет кто-то из ближайшего окружения Владимира Путина. Например, его зять Кирилл Шамалов, который является совладельцем крупнейшей российской нефтехимической компании «Сибур холдинг».
Мария Матвеева«ОЛИГАРХ»