Традиционно «мертвый» в информационном плане конец июня будет богатым событиями. Первое, и главное, – визит Петра Порошенко в США, который начнется в понедельник. Второе – безусловно, громкое заявление секретаря Совбеза Александра Турчинова об отмене АТО и создании новой военной «надстройки» вместо него. Не осталось без внимания и фактическое начало предвыборной кампании, замаскированное под заботу о социальных стандартах.
Киев-Вашингтон
Главная встреча года, с Дональдом Трампом, назначена на 18:00 вторника. Подробности визита АП держала в секрете более месяца, с момента приезда в Киев экс-мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани (собственно, он и привез с собой окончательное подтверждение от американской администрации), а «слила» информацию о поездке накануне через общественников. Причины поступить так были весомыми: в АП поясняют, что публикацию о поездке принято публиковать синхронными коммюнике двумя сторонами. Текст согласован перед выходными, дадут его непосредственно перед вылетом. Но «сам себя не похвалишь – никто не похвалит»: сыграло банально тщеславие.
«Есть разница: мы летим, но молчим, или мы громко заявляем, что обставили Путина (встреча президентов США и РФ произойдет 7-8 июля на полях саммита G20 в Гамбурге – Авт). Выбрали второй вариант», – сказал “ОЛИГАРХУ” источник в АП. К тому же, если бы сообщение «мариновали» до понедельника, пропал бы еще один важный посыл, который очень хотели сказать на Банковой: США поддерживают Киев, поскольку на минувшей неделе Сенат утвердил новые санкции против РФ. Впрочем, санкции «тянули», скорее, демократические круги, а также враждебные Трампу республиканские элиты. Именно поэтому Белый Дом планирует внести через Палату представителей внести изменения в «санкционный» проект, которые сделали бы возможной отмену наказания.
Нюансы протокола: высший статус визита – «государственный» – не имеет значения для США (почти всем визитам Госдеп дает статус «рабочих»), зато он квалифицируется по высшему типу встреч. То есть владелец Roshen пробудет в Вашингтоне 3 дня (19-21 июня), встретится с президентом, вице-президентом, главой Госдепа. Но, главное, в ходе такого визита финализируют некие предварительные договоренности. Вот тут для Банковой настает неловкий момент. Информации о документе, который можно было бы выносить для подписания на наивысшем уровне, по-прежнему нет ни в публичной плоскости, ни у источников.
Список тем, которые Порошенко обсудит с Трампом, на поверхности. Во-первых, обмен мнениями о кризисе на Донбассе. Отчасти позицию США уже озвучил глава Госдепа Рекс Тиллерсон, заявив, что «США не хотели бы сковывать себя исключительно Минским форматом». Политологи поспешили заявить, мол, это может свидетельствовать, что Вашингтон хотел бы добиться прямых переговоров между Киевом и Москвой. Но Трамп хорошо подготовлен по «украинскому вопросу» (в разы лучше, чем стремятся выдать украинские чиновники) и непредсказуем. Это может означать, что Киев получит не искомые сотни миллионов военной и реформаторской помощи, а холодный душ из заявлений о пассивности в выполнении того же Минска.
Плюс, учитывая сложность отдельно взятого «украинского вопроса», США заинтересованы в дистанцировании от его решения. «Ответственной» за нас, скорее всего, останется Германия. Но не исключено и повышение роли Франции в Нормандском формате: близкие к Банковой эксперты намекают, что в отношении Эммануэля Макрона (заслужившего расположение
Трампа) на неделе «будут интересные новости».
Во-вторых, поднимут вопрос Крыма. Тут по-честному: анонс прозвучал от главы МИД Павла Климкина (речь о доступе международного сообщества на полуостров, США настаивают на необходимости обеспечить мониторинг прав человека и т.п.) В-третьих, это болезненная для Киева тема реформ. Порошенко могут задать вопрос о создании Антикоррупционного суда, децентрализации, «санации» относительно стабильных банков – по сути, речь может идти о десятках неприятных посылов.
Также в графике встреч:
– Вице-президент США Майкл Пенс.
– Министр обороны США Джим Мэттис (военная помощь нелетальным оружием для украинской армии, разведки).
– Министр торговли США Уилбур Росс.
– Министр энергетики США Рик Перри (тема – сжиженный газ, а также антрацит из США для Украины).
– Руководство обеих палат Конгресса.
– Представители ФБР (средства Лазаренко, обмен информацией по “беглецам”)
– Диаспора, бизнес-круги.
Отмена АТО
Событие №1 внутриукраинского масштаба – заявка о замене АТО новым правовым режимом. Речь о проекте закона “Об особенностях госполитики по восстановлению госсуверенитета Украины над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей”, который, по некоторым данным, разрабатывался в течение трех месяцев и в конце прошлой недели был передан для обсуждения закрытому “пулу” экспертов.
По сути, стимулом для написания этого проекта закона стала… партия «Самопомощь», выступившая инициатором “блокады Донбасса” в феврале 2017-го. Именно тогда, на мартовском заседании СНБО, Петр Порошенко, реагируя на “общественный запрос” в замене правового механизма, поручил разработать новую законодательную модель “восстановления территориальной целостности”. Однако честь объявить о разработке проекта почему-то решил присвоить секретарь Совбеза Александр Турчинов: по словам собеседников “ОЛИГАРХА” как в АП, так и по другую сторону – в Народном Фронте – речь как о желании Турчинова “сорвать” электоральные баллы (а Турчинов, как со-акционер “Народного фронта”, питает надежды на ребрендинг политсилы), так и о намеренном “сливе” информации через канал Совбеза. “Вспомните, даже, собственно, идею блокады Донбасса изначально на упреждение озвучил Турчинов. АП и сейчас использовала его, чтобы отмыть идею”, – сказал один из собеседников в НФ.
Итак, что в проекте закона достойно внимания:
1) Идея отмены АТО.
Будет позитивно воспринята как на фронте (там двойственный подход Киева к ситуации давно считают “шизофренией”), так и радикальным избирателем в Киеве.
2) Правовой механизм использования ВСУ.
Сегодня их можно задействовать лишь при объявлении войны (военного положения) либо при антитеррористической операции. Этот перечень дополнится еще одним пунктом.
3) Признание отдельных районов Донбасса “оккупированными территориями”.
Цель – снять с Киева ответственность, в частности, в Евросуде по правам человека (в случае подачи исков жителями, утратившими здоровье или имущество в результате АТО). При этом, что любопытно, прямого обвинения России в агрессии, по-видимому, в проекте пока нет. Что, впрочем, не мешает дополнить итоговый документ соответствующим пунктом под нажимом “патриотической общественности”.
4) Возможность проведения выборов отдельно на подконтрольных Киеву территориях Донбасса.
Это может быть истрактовано, как частичное нарушение Минских договоренностей – хоть в тексте законопроекта и есть отсылы к “Минску-2”.
Показательно, что, отвечая на вопрос о проекте закона, президент отметил, что введение военного положения вовсе не обязательно – а речь идет, скорее, о механизме реинтеграции территорий. При этом проект он пообещал внести в Раду самостоятельно. Учитывая, что до каникул парламента осталось всего 2 сессионные недели, можно ожидать появления инициативы под куполом в конце нынешней недели. Хоть в беседе с “ОЛИГАРХОМ” некоторые депутаты, в частности, Александр Бригинец, не исключили, что парламент может быть переключен в экстренный режим (в частности, ради принятия “отмены АТО”) и работать до осени вовсе без каникул.
Мягкое дыхание выборов
Несмотря на официальное отрицание любой возможности досрочных выборов всеми заинтересованными сторонами (а в марте-апреле ряд мажоритарных депутатов уже дал отмашку начать развертывание штабов и начал “вливать” финансирование), “дыхание” досрочной кампании ощущается все сильнее. На неделе Порошенко провел заседание Нацсовета реформ, в ходе которого поручил Кабмину осенью увеличить размер пенсий, отменить их налогообложение и снять все ограничения для работающих пенсионеров. Это смена “фокуса позиционирования” – политтехнологический термин, означающий, что от тем армии, АТО, Минского процесса и прочих “глобальных” тем президент переходит к типично предвыборным – социальным стандартам и пенсиям.
Второй “звоночек” – публикация рейтингов (в частности, соцгруппой “Рейтинг”), согласно которым президент проигрывает выборы даже Андрею Садовому, погребенному под слоем львовского мусора. Собственно, с этим, видимо, и был связан резкий пассаж премьера Владимира Гройсмана на заседании Кабмина. “У кого я должен прощения просить? Хотите, я извинюсь перед львовянами за вас, Андрей Иванович? За 11 лет мэр мог бы построить уже 15 мусороперерабатывающих заводов, имея миллиарды”, – “распекал” Садового Гройсман. Рейтинг главы государства нуждается в “накачке”: сегодня он составляет 11% (у лидера, Юлии Тимошенко, – 15,2%), а во втором туре он лишь на 2% опережает лидера “Оппоблока” Юрия Бойко, и на 4% – Олега Ляшко. Если же спарринг-партнером Порошенко будет Юлия Тимошенко, он проигрывает с сокрушительным результатом в 8% в пользу экс-премьера.
Именно поэтому Банковая находится в поиске выхода. По данным собеседников “ОЛИГАРХА”, разрабатывают несколько моделей. По первой, досрочные выборы откладываются технологически – перезагрузкой части министров (тем более, что осенью придется закрыть кадровые прогалины в МинАПК, Счетной палате, Мининформполитики, назначить, наконец, Ульяну Супрун полноправной главой Минздрава, сменить состав ЦИК и решить дилемму: кто именно должен будет назначить главу Госфискальной службы. Ведь нынешний и.о. Мирослав Продан близок к Владимиру Гройсману, а отдавать “хлебную” должность премьеру не горит желанием бизнес-крыло АП, в частности, Игорь Кононенко).
Вторая модель более утонченна. Речь о полном сносе нынешней коалиции с переподписанием “большого договора”. Вряд ли в новообразовании поучаствуют радикалы – Верховную Раду в любом случае проще штурмовать из оппозиции, – поэтому прогалины в коалиции будут заполнять мажоритарными депутатами и “болотом”. По данным наших собеседников, модель сложна, поскольку требует больших финансовых вливаний, однако технологически позволит отказаться от проведения досрочных выборов минимум на старте сезона. “Одновременно она исключает появление союза “Гройсман – Яценюк”, которого боятся у президента, и позволяет верстать формат “партия власти – конструктивная оппозиция”, в роли которой выступит Аграрная партия и тот же «Наш Край», – сказал собеседник, близкий к переговорному процессу.
Третий вариант гипотетический, его озвучивают депутаты, вышедшие из состава БПП. По словам мажоритарщика Дмитрия Добродомова, экс-глава фракции БПП и один из главных технологов президента Игорь Грынив разработал изменения в Конституцию, которые позволят Петру Порошенко удержаться у власти и после выборов. В случае, если АП даст “добро” этому плану (что маловероятно чисто в силу исключительной сложности в реализации), будут предприняты следующие шаги:
– В Раду вносится проект Конституции, по которому Президент избирается парламентом. У него отнимается часть полномочий в пользу премьер-министра, как, например, назначение ряда министров, глав ОГА, НБУ и т.п., формирование векторов внешней политики, его лишают влияния на Раду. Количество мандатов депутатов сокращается до 300, проходной барьер снижается до 3%/
– Рада принимает проект в первом чтении, на следующей сессии завершает начатое.
– Президент объявляет перевыборы парламента, которые и проходят в 2018-м. Учитывая сниженный барьер, владелец Roshen может сформировать большинство из БПП, НФ и дружественных фракций, например, Аграрной партии и «Нашего Края».
– Новоизбранная Рада проводит выборы президента. Им становится технологическая личность – например, тот же Владимир Гройсман. Куда важнее, кто станет премьером – тут в игру вступает “группа поддержки” Петра Порошенко.
По данным “ОЛИГАРХА”, похожий план, отличающийся в деталях, Порошенко уже предлагал Арсений Яценюк в начале мая. Однако тогда предложение было отвергнуто безапелляционно. Нынешнее предложение изучается АП и, скорее всего, его также ждет фиаско – “есть подозрение, что этот проект также писался при участии Яценюка-Авакова, а это значит, что они оставили себе ключевое место в новой модели”, – считает наш собеседник.
Сергей Медведь«ОЛИГАРХ»