Владелец «Нибулона» хочет привести в порядок водные логистические маршруты за чужой счет
Видный украинский латифундист и основной владелец компании «Нибулон» Алексей Вадатурский готовит для себя комфортный спуск на воду. На днях в Верховной Раде появился законопроект 2475а-3 «О внутреннем водном транспорте», в числе авторов которого числится его сын и по совместительству совладелец «Нибулона», народный депутат от БПП Андрей Вадатурский (под документом также подписались лидер Радикальной партии Олег Ляшко и представитель партии «Самопоміч» Роман Семенуха).
В пояснительной записке нардепы долго и в самых ярких красках расписывают катастрофическое состояние водных перевозок в Украине: если в 1980 г. речным транспортом перевозилось 51 млн т грузов, то в 2016 – только 3,6 млн т. Для сравнения: по другим видам транспорта грузопоток за это время сократился лишь вчетверо.
Исправить ситуацию может лишь комплексная реформа в отрасли, уверены авторы законопроекта. Список мер, которые нужно провести, и, соответственно, профинансировать, чтобы водные артерии страны стали полноценными логистическими каналами, в общем-то не нов. Еще несколько лет назад эксперты заявляли: следует почистить реки, провести дноуглубление, чтобы сделать их проходными для судов и привести в порядок шлюзы на Днепре (вскоре заканчивается их 70- летний граничный срок эксплуатации). Вопрос, как всегда, упирается в деньги.
Скажем, финансирование того же ремонта днепровских шлюзов обеспечивается лишь на треть. Собственно, именно из-за споров об источниках финансирования водные реформы уже стопорятся несколько лет.
Вадатурский предлагает взять деньги из Государственного дорожного фонда, который с 1 января 2020 г будет аккумулировать 100% акциза от продажи топлива. Нардеп утверждает: если пустить часть грузов по воде, можно разгрузить автомобильные трассы, следовательно, и ремонтировать их придется реже. «Перебросив 1 млн тонн грузов на воду, можно сэкономить на ремонте дорог от 250 млн до 750 млн гривен в год. Государственный дорожный фонд оценивается в 15 млрд грн. Такую сумму можно сэкономить, если перевести с дорог на реки 20 млн т грузов. А если этот объем довести до 50 млн т, реально удвоить бюджет Дорожного фонда», – фантазирует нардеп.
Вадатурский лихорадочно ищет деньги на проведение речной революции не случайно. Ведь в Верховной Раде живо обсуждают идею финансирования реформ за счет самих перевозчиков, которые будут платить речной сбор.
Первый вариант законопроекта о водном транспорте (№2475а) был подан в парламент еще в августе 2015 г целой группой видных лоббистов (среди них, в частности, Максим Бурбак, Игорь Кононенко, Ярослав Дубневич, Алексей Мушак, Руслан Сольвар и др.). Его несколько раз отправляли на доработку, и последняя версия появилась в парламенте аккурат перед регистрацией законопроекта Вадатурским – 8 июня.
На самом деле в итоговой версии подкорректировали лишь технические моменты. Главный посыл остался прежним – создание некоего госпредприятия по обслуживанию водных путей, которое будет следить за состоянием и правильным использованием водных маршрутов и инфраструктуры, наказывать нарушителей. Но главное – жить и работать новая структура будет за счет речного сбора, который станут платить все перевозчики.
Размер речного сбора должен дополнительно рассчитать и утвердить Кабмин. В профильном парламентском комитете лишь обозначили максимальные размеры нового налога: не более 0,015 грн./км за каждую тонну груза на международном рейсе, 0,005 грн./км на каботажном рейсе, 1-5 грн. за каждого пассажира в зависимости от расстояния.
Эти деньги придется заложить в структуру себестоимости перевозок и «Нибулону». Компания уже давно осваивает водные маршруты. И, по возможности, пытается делать это не за свой свет. В 2013 г Вадатурский взялся провести дноуглубление Днепра и сумел выбить госгарантии под этот проект. Но в 2015 г. тогдашний глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский раскритиковал идею зернотрейдера, отметив, что в дноуглублении нуждается исключительно «Нибулон», поэтому проводить его за государственный счет было бы, по меньшей мере, странным. Тогда же в Мининфраструктуры озвучили идею создания новой речной администрации и введения речного сбора, что Вадатурский открыто раскритиковал.
На сегодняшний день грузовой флот «Нибулона» насчитывает 38 судов общей тоннажностью более 131 тыс. т, а также собственный судостроительный завод. На официальном сайте компании указано, что за 2014-2015 г она перевезла по воде порядка 1,5 млн т зерновых, а после завершения инвестиционной программы эта цифра вырастет до 3 млн т. Таким образом, очевидно, что проект закона «О внутреннем водном транспорте» напрямую затрагивает интересы «Нибулона», и сулит компании максимально комфортные условия для ведения бизнеса.
Анна Антонова«ОЛИГАРХ»