Государственная «Укртранснафта» начнет принудительный отбор нефти у группы «Приват»
На нефтяном рынке разгорается новый крупный скандал. Его зачинщиком выступил оператор нефтетранспортной системы страны – «Укртранснафта», которая в ближайшей перспективе рассчитывает получить независимость от Кабмина в вопросе распоряжения собственным ресурсом. Эта свобода действий резко усилит позиции «Укртранснафты» в судебном противостоянии с предприятиями группы «Приват», от которых она уже второй год не может добиться возврата собственной нефти.
Как стало известно «ОЛИГАРХУ», 1 декабря Окружной административный суд Киева принял к рассмотрению иск ПАО «Укртранснафта» о признании противоправным и отмене распоряжения Кабмина №1483-р.
Оспариваемый документ был принят в далеком 2009 году, когда правительство возглавляла Юлия Тимошенко, известная своим матриархальным подходом к управлению экономикой. В этом контексте распоряжение №1483-р идеально вписывалось в эту модель: в соответствии с ним, любые коммерческие операции «Укртранснафты» с нефтью, используемых ею для производственно-технологических нужд, отныне были возможны исключительно по согласованию с Кабмином. Это решение резко усиливало административную зависимость оператора нефтетранспортной системы от правительства, но на этом все плюсы и заканчивались.
Пожинать плоды «Укртранснафта» начала весной 2015 г. Как раз тогда с должности главы правления госпредприятия был смещен Павел Овчаренко, что привело к отстранению от управления ПАО группы «Приват» Игоря Коломойского. Спустя несколько недель после увольнения Овчаренко новым главой «Укртранснафты» был назначен Николай Гавриленко – давний оппонент Коломойского – под управлением которого госкомпания взялась разрывать все нити связей с «Приватом». Главный акцент в этой стратегии был сделан на возврат «Укртранснафты» технологической нефти, которая в каденцию Овчаренко была выкачана из магистральных нефтепроводов и передана на хранение «приватовским» нефтеперерабатывающим заводам.
Это противостояние буквально с первых дней перешло в судебную плоскость, но за все это время даже не вышло на финишную прямую. Отчасти в этом есть заслуга юридической команды Игоря Коломойского, которая оттягивает принятие решений в открытых по инициативе «Укртранснафты» процессах до окончания рассмотрений так называемых родственных делах.
Но не меньшая заслуга в блокировании возврата технологической нефти из «приватовских» резервуаров и у вышеупомянутого правительственного распоряжения №1483-р. «На наше требование вернуть нам нефть отвечают, что необходимо получить согласование Кабмина. А за 2,5 последних года ни одно такое согласование в Кабмине не прошло», – так еще в прошлом году комментировал сложившуюся ситуацию исполнительный директор «Укртранснафты» Андрей Пасишник.
Для кого-то сложившийся расклад является неопровержимым доказательством сговора правительства с «Приватом». Но главное сейчас в другом: если команде Николая Гавриленко удастся в судебном порядке добиться отмены распоряжения №1483-р, это развязывает ей руки сразу на нескольких фронтах.
Главный – это разрешение ситуации с 380 тыс т так называемой технологической нефти, выкачанной весной 2014-го из магистральных нефтепроводов, и переданной на платное хранение на «приватовские» НПЗ (Кременчугский, Надворнянский и Дрогобычский). До последнего времени решить вопрос с возвратом этого ресурса или его финансовой компенсацией не удавалось как раз из-за того, что юридическая команда Игоря Коломойского опиралась на подвешенное состояние «Укртранснафты»: мол, ее требования и действия не подтверждены согласованиями Кабмина, как то прописано в распоряжении №1483-р, а значит – не подлежат удовлетворению.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»