Статьи

Ахметов назначил себе выкуп

Благодаря законодательной норме о принудительном выкупе акций предприятия Рината Ахметова дешево и сердито избавятся от миноритариев

По данным Национальной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, по состоянию на конец марта уже около 45 эмитентов инициировали процедуру squeeze-out – принудительного выкупа акций мажоритарным акционером у миноритариев. В первых рядах – крупнейшие предприятия групп «Метинвест» и «ДТЭК» Рината Ахметова, которые завершают «акционерную чистку» на мажорной ноте.  В некоторых случаях, как указывают аналитики, цена выкупа в сравнении с реальной    занижена в десятки раз.

Ринат Ахметов и Петр Порошенко


Squeeze-out предусматривает право собственника 95% и более акций отдельного предприятия осуществлять принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров. Соответствующий закон о повышении уровня корпоративного управления в акционерных обществах был принят парламентом 23 марта 2017 года, а летом того же года его подписал Петр Порошенко, после чего и начались первые squeeze-out.

Больше других новшество стали осваивать предприятия Рината Ахметова. В конце 2017 года были запущены процессы  выкупа акций «ДТЭК Западэнерго» и «ДТЭК Днепрэнерго», в феврале-марте 2018 года – объявлены принудительные выкупы акций ИнГОКа, СевГОКа, ЦГОКа, «Азовстали» и ММК им. Ильича, входящих в «Метинвест».

На примере «Азовстали», 96,7% акций которой находится у «Метинвеста», а остальные – в свободном обращении, математика выглядит так. Цена одной акции металлургического комбината номиналом 0,25 грн определена на уровне 0,564 грн. То есть, исходя из оценки всей «Азовстали» в 2,37 млрд грн. В свободном обращении находятся почти 3,3% акций «Азовстали», или порядка 140 млн шт. Их номинальная цена – 35 млн грн, цена принудительного выкупа – около 80 млн грн. Реальная же цена – в десятки раз выше, исходя из оценки стоимости самим «Метинвестом» своих активов, указанной в финансовой отчетности, опубликованной в декабре 2017 года.

oligarh.media

Возмещаемая стоимость активов сегмента металлургии в нем оценена в 5,2 млрд долл, горно-рудного сегмента  – в 2 млрд долларов. В металлургии больше половины стоимости «Метинвеста», по оценкам экспертов, приходится на «Азовсталь» и «ММК им. Ильича» – ключевых производителей стального проката. Исходя из этих оценок, цена выкупа у миноритариев 3,3% акций «Азовстали» по рыночной цене составила бы не менее 1 млрд гривен. А с ММК им. Ильича ситуация еще циничнее  – его акции выкупаются с дисконтом в почти 70% от номинала  – по 8 копеек за акцию. Таким образом, весь комбинат, выпустивший в прошлом году 2,8 млн т стального проката, оценен всего в 1 млрд гривен.

На фото – Юрий Воропаев

При этом в компании заверили, что рыночная стоимость акций определена субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности по состоянию на 2 марта 2018 года.

«Игры» с ценой принудительного выкупа акций стали возможны благодаря переходным положениям указанного закона, одним из соавторов которого был нардеп от Оппозиционного блока Юрий Воропаев. Последний считается одним из ключевых лоббистов Рината Ахметова.



На фото – Олег Ляшко

Сам же закон, за который проголосовало 260 нардепов, был дружно поддержан Оппоблоком и Радикальной партией Олега Ляшко. Именно эти переходные положения позволили тем эмитентам, чьи акции не котируются на бирже последние 12 месяцев, нанять оценщиков для определения «рыночной цены. Единственное, что остается миноритариям – оспаривать выкуп в судах. И первый прецедент уже есть – один из миноритариев «Николаевцемента» в феврале добился от Хозсуда Львовской области приостановки в отношении себя процедуры squeeze-out.

Напечатать
Владислав Боровиков
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Відбілений Черняк: як підозрюваний у пособництві Росії засновник Global Spirits захопився Андрієм…

В Україні Євген Черняк та його син Олександр перебували в розшуку — але недовго. «Промінь світла» для них з’явився у лютому 2024 року — саме тоді, за даними «Олігарха», перший заступник Генерального прокурора Олексій Хоменко раптово забрав…

Винний кіпріот: як влаштована таємна алкогольна імперія «імені» підсанкційного бійця батальйону…

На відміну від інших активів Єрмолаєва, які були переоформлені на його дочку Софію Кононенко та дружину Ганну Єрмолаєву, алкогольний бізнес, переписали на осіб, які формально не мають до нього стосунку. Наше розслідування показало, що цей…

Одеська трагікомедія: чому Труханов став ідеальною мішенню для Банкової

Це не перший випадок, коли Банкова зводить рахунки з політичними опонентами через підробки чи сфабриковані матеріали. Подібне вже було. І в цих випадках проглядається одне: за цими кроками стоїть Банкова, яка позбувається конкурентів —…

Титан, борги і «схеми»: як «Велта» повернула контроль над Лікарівським родовищем

Українська реформа надрокористування відкрила можливості для інвестицій у стратегічні мінерали. «Велта» першою скористалася новими правилами, але кейс Лікарівського став тестом для інституцій. Формально дії компанії були законними. По суті…
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.