Главный производитель тормозной аппаратуры в группе «КрАЗ» – Полтавский автоагрегатный завод – может «заморозить» своих долги
На прошлой неделе стало известно о принятии хозяйственным судом Полтавской области заявления о банкротстве ПАО «Полтавский автоагрегатный завод» (ПААЗ). Инициатором банкротства выступил сам должник, а само дело, как ожидается, будет открыто уже 24 апреля. Распорядителем имущества предприятия может стать новичок – харьковчанин Олег Шовков, получивший свидетельство арбитражного управляющего в феврале этого года.
Полтавский автоагрегатный завод – один из ключевых производителей комплектующих в группе «КрАЗ», которую относят к орбите нардепа Константина Жеваго.
Специализацией предприятия является производство пневматической тормозной аппаратуры для грузовиков, автобусов и троллейбусов, которой в первую очередь снабжается главное предприятие группы КрАЗ – Кременчугский автозавод (ПАО «АвтоКрАЗ»).
И эта деятельность до последнего времени приносила заводу неплохие доходы – по итогам 2017 года ПААЗ на 21% увеличил объем реализации продукции в сравнении с 2016 годом. Объем его продаж составил 173,3 млн гривен, из которых на тормозную аппаратуру пришлось свыше 133,8 млн грн ( прирост к аналогичному показателю 2016 года – 16,5%). Еще на 33,1 млн грн заводу удалось продать товаров народного потребления (с советских времен ПААЗ выпускает механические мясорубки и соковыжималки), причем рост их реализации составил фантастические 44%.
Но эта идиллическая картина – лишь видимая часть айсберга. У ПААЗа есть одна очень большая проблема – долг перед банком «Финансы и кредит». Как уже писал «ОЛИГАРХ», с начала 2000-х годов этот банк был главным финансово-расчетным центром одноименной группы, созданной Константином Жеваго, и вплоть до 2015 г. он активно кредитовал его предприятия, включая группу «КрАЗ». Для ПААЗа это вылилось в открытие возобновляемой кредитной линии от 3 июня 2008 г. и и мультивалютной кредитной линии от 1 февраля 2013 года. Совокупный долг по которым на середину 2015 г оценивался более чем в 600 млн гривен.
Поскольку возврат долга такого размера потянуть самостоятельно должник не мог, в августе 2015 г. за него перед банком поручился упомянутый «АвтоКрАЗ». А за несколько месяцев до этого ПААЗ передал весь свой имущественный комплекс банку «Финансы и кредит» в ипотеку.
Сделано это было, по данным «ОЛИГАРХА», по настоянию кураторов от НБУ, которые тогда ужесточили контроль над банком Жеваго, испытывавшим проблемы с ликвидностью.
«Мы очень долго работали над программой финансового оздоровления как с менеджментом этого банка, так и с мажоритарным акционером – Константином Жеваго. Банк семь месяцев находился в проблемном состоянии» – заявила в сентябре 2015 г. глава НБУ Валерия Гонтарева. Именно тогда правление НБУ приняло постановление № 612 «Об отнесении Банка «Финансы и Кредит» к категории неплатежеспособных», лишив Жеваго контроля над ним.
После этого возврат долгов ПААЗа стал головной болью Фонда гарантирования вкладов физлиц, к которому перешло управление банком, и ему удалось добиться промежуточных результатов в прошлом году. В феврале 2017 г. хозяйственный суд Полтавской области удовлетворил иск Банка «Финансы и Кредит» и постановил взыскать с «АвтоКрАЗа» и ПААЗа проценты и пеню по кредитам последнего – чуть более 127 млн гривен. Незадолго до этого Государственная исполнительная служба наложила арест на оборудование ПААЗа – несколько десятков станков. И в этом свете инициирование предприятием собственного банкротства выглядит попыткой собственника предприятия сыграть на опережение. Ведь в данном случае речь будет идти, скорее всего, об управляемом банкротстве, которое может позволить должнику заморозить процесс отчуждения заложенного и арестованного имущества, взяв этот процесс под свой контроль.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»