Экс-«регионал» с неоднозначным прошлым, покровителем которого называют верхушку президентского окружения, завершает создание углеобогатительной вертикали. Но сливки с нее, скорее всего, будут снимать совсем другие люди
Виталий Кропачев, пожалуй, мог бы стать своеобразным олицетворением «донбасской мечты», если бы подобный термин существовал в крае горняков по примеру США. Еще несколько лет назад он был малоизвестным региональным «хозяйственником» – руководил Торезским заводом наплавочных твердых сплавов в депрессивном шахтерском городке Донецкой области с населением 50 тыс. человек, где одним из его знаковых достижений была реконструкция городского бассейна.
Основные бизнес-интересы Кропачева лежали в угольной отрасли (до ухода в бизнес он работал заместителем генерального директора ГП «Торезантрацит»). Кропачев, в чью орбиту входила компания «Шахтерсктранс» из соседнего Снежного, занимавшаяся транспортировкой угля, пытался масштабировать свой бизнес в регионе, но эти попытки завершились ничем. Особо продвинуться ему не позволил даже статус главы Торезской городской организации Партии регионов и депутата Донецкого облсовета от ПР во времена Януковича.
После крушения Партии регионов и начала «русской весны» на Донбассе Кропачев публично выступил против «ДНР», правда, официально какое-то время он не изменял политическим предпочтениям своего региона. Так, на выборах президента в мае 2014 года Кропачев умудрился стать доверенным лицом единого кандидата от Партии регионов Михаила Добкина, бывшего одним из организаторов сепаратистского съезда депутатов юго-восточных регионов Украины, Крыма и Севастополя в Харькове.
После избрания президентом Петра Порошенко Кропачев замахнулся на большую политическую карьеру и в статусе самовыдвиженца поучаствовал во внеочередных выборах в ВР в октябре 2014 г. в округе №53 с центром в Марьинке. Все закончилось для него разгромом – выборы выиграл Олег Недава – выходец из структур Юрия Иванющенко и Ивана Аврамова, а Кропачев набрал 0,75% голосов (всего за него проголосовали 27 человек).
Неприятные новости ожидали Кропачева и на его малой Родине. «Все мои объекты (а у меня был хорошо налаженный бизнес) «национализировали» по прямому указанию Захарченко и «министра доходов и сборов ДНР» Тимофеева по прозвищу Ташкент» – так заявил он в интервью газете «Факты» в 2015 г.
В тот период Кропачев уже был известен в качестве одного из «крестных отцов» батальона «Шахтерск», который было позднее расформирован за мародерство, а на его базе появилось еще более одиозное формирование – «Торнадо». Тогда, как считается, Кропачев познакомился и сдружился с советником главы МВД Арсена Авакова Антоном Геращенко, который также стоял у истоков «Шахтерска», и благодаря которому «опытный организатор» из Тореза стал вхож в высокие кабинеты в Киеве.
По слухам, в итоге он был порекомендован нужными людьми куратору ТЭК от президентского лагеря Игорю Кононенко, который к середине 2016 г устал от деятельности нардепа от БПП Сергея Тригубенко, выполнявшего тогда функции неофициального «смотрящего» за государственной угольной отраслью.
Начиная с середины 2016 г. в СМИ началась активная раскрутка Кропачева в качестве «эксперта по вопросам энергетического рынка». А в декабре того же года масс-медиа писали о Кропачеве как о новом фаворите Кононенко, который окончательно разуверился в «углеобогатительных» способностях Тригубенко. Последний был «сбит» с государственной шахты «Краснолиманская» – стратегического поставщика угля на «Центрэнерго», рычаги влияния на которую перешли к Кропачеву. Тогда же стал постепенно реализовываться его план, который де-факто состоял в создании вертикально-интегрированного холдинга по примеру ДТЭК Рината Ахметова.
Изначально фундаментом для него стала упомянутая шахта «Краснолиманская», кроме того, не чуждые Кропачеву структуры стали присматривать за рядом крупных государственных угольных предприятий – среди них были названы ГП «Селидовуголь», «Мирноградуголь» и «Шахтоуправление «Южнодонбасское №1».
На их тендерах стали получать многомиллионные заказы компании «Триалтрейд», «Донэнергоэкспорт», «Универсал Инвест-Строй», которые считались не чуждыми Кропачеву. Последний к тому моменту уже прочно обосновался в Киеве – его офис расположился в здании на ул. Богдана Хмельницкого, 26, по соседству с министерством энергетики и угольной промышленности. «Говорят, что Кропачев стал для Кононенко тем, кем в свое время стал для Саши (Януковича – «ОЛИГАРХ») Сергей Курченко – он генерирует схемы и направляет потоки в правильные русла» – указывал ранее источник «ОЛИГАРХА» в угольной отрасли.
Одним из краеугольных камней в стратегии Кропачева стала скупка угольных активов, которые находились под контролем сбежавшего в Россию Александра Януковича.
Первыми в 2016 г. в его орбиту вошли три углеобогатительные фабрики Януковича, базирующиеся на подконтрольной украинским властям территории – «Комсомольская», «Украина» и «Россия». Параллельно он сумел завести своих людей на «Центрэнерго» и стал постепенно наращивать долю в снабжении углем этого предприятия, которая в прошлома году стала доминирующей.
Далее последовала очередь ООО «Краснолиманское» – частной компании, имеющей лицензию на добычу угля в полях одноименной государственной шахты. Официально ООО «Краснолиманское» владел экс-нардеп от Партии регионов Игорь Гуменюк, но де-факто покровителем шахты считался все тот же Александр Янукович. Так же, как и шахты «Россия» и «Новогродовская 1-3», переговоры о покупке которых начал Кропачев.
В конце 2017, как выяснил «ОЛИГАРХ», Кропачев оформил контроль над газодобывающим бизнесом «Саши стоматолога», выкупив ООО «Межрегиональная газовая компания» и ООО «Реконструкция технологических скважин» с 7 лицензиями на разработку месторождений в Харьковской и Луганской областях. После этого Кропачев вернулся к практике скупки «плохо лежащих» активов в углеобогатительной сфере, и недавно включил в свою сферу влияния небольшую горно-обогатительную фабрику «Богучарская» в Донецкой области, которая считалась активом окружения упомянутого Гуменюка.
Были у Кропачева и осечки – например, ничем завершились его попытки выкупить крупнейшую в стране углеобогатительную фабрику «Червоноградская» («Львовская угольная компания») у структур луганской «угольной баронессы» Натальи Королевской. Летом прошлого года, по данным источников «ОЛИГАРХА», Кропачев получил возможность взять в свои руки процесс ликвидации ГП «Уголь Украины», куда была заведена близкая к нему арбитражная управляющая Диана Козловская. Но спустя полгода она была выключена из игры усилиями банков-кредиторов, не успев запустить процесс реализации его имущества. Сомнительными пока выглядят и планы Кропачева наладить выпуск горно-шахтного оборудования структурами «смотрящего» на базе активов остановленного Запорожского алюминиевого комбината.
Настроение Кропачеву портит активность НАБУ – следователи Национального антикоррупционного бюро еще в феврале 2017 г. открыли уголовное производство № 42017000000000518 по факту сговора должностных лиц ГП «Селидовуголь», «Мирноградуголь» и «Шахтоуправление «Южнодонбасское №1» и упомянутых ООО «Триалтрейд», «Донэнергоэкспорт» и «Универсал Инвест-Строй» при проведении закупок.
В рамках этого дела в январе 2018 г. в штаб-квартире Кропачева на Богдана Хмельницкого, 26 прошли обыски с выемкой имущества его компаний «Укрдонинвест», «ВБ Недвижимость» и «Шахтерсктранс». Кропачев назвал действия НАБУ толерантными, но знающие люди говорят, что они вызвали у него огромное раздражение. По данным «ОЛИГАРХА», Кропачев даже подал иск в суд к НАБУ о защите деловой репутации в феврале этого года, который он, впрочем, вскоре поспешно отозвал.
Следствие в рамках дела НАБУ пока продолжается, но Кропачеву, похоже, пока не до этого – он осваивает новые горизонты.
В мае было официально зарегистрировано ГП «Национальная угольная компания» (НУК) которая должна объединить оставшиеся у государства угледобывающие предприятия в один холдинг. И.о. главы НУК стал Алексей Райчев – экс-глава шахты «Краснолиманская», которого называют ставленником Кропачева. Последний, таким образом, вышел победителем в борьбе за передел сфер влияния в угольной отрасли с главой Минэнергоугля Игорем Насаликом. Вот только вполне возможно, что структурировать «угольный колосс» получится только к выборам президента-2019. По итогам которых к власти, вероятнее всего, может прийти Юлия Тимошенко, имеющая свое представление об угольной отрасли, и собственную обойму потенциальных «смотрящих».
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»