Нардеп Константин Жеваго провел успешную контратаку на свой бывший банк «Финансы и кредит», который теперь должен ему без малого 4 млрд грн
Внефракционный нардеп и основатель группы «Финансы и кредит» Константин Жеваго добился знаковой победы. Как выяснил «ОЛИГАРХ», 18 июля Киевский апелляционный хозяйственный суд удовлетворил апелляцию Полтавского горно-обогатительного комбината (Жеваго контролирует этот ГОК через компанию Ferrexpo) и восстановил предприятие в реестра кредиторов банка. Цена вопроса – 3,91 млрд гривен. Именно эту сумму со счетов Полтавского ГОКа в 2015 году списала временная администрация банка «Финансы и кредит» на основании договоров поручительства в счет погашения долгов по кредитам структур, связанных с группой Жеваго.
Полтавский ГОК, потерявший за один день почти 4 млрд гривен, с этим, естественно, не согласился, и пытался оспорить списание в суде. Первую инстанцию он проиграл в октябре прошлого года, но сейчас, со второй попытки, взял реванш, добившись признания незаконным списания средств со своих счетов. И этим очень сильно спутал карты Фонду гарантирования вкладов физлиц.
Как уже писал «ОЛИГАРХ», банк «Финансы и кредит» долгое время был главным финансово-расчетным центром одноименной группы, созданной Константином Жеваго. В нее было принято включать такие предприятия, как «Росава», Полтавский ГОК, корпорация «Артериум», холдинговая компания «АвтоКрАЗ», завод «Кременчугмясо», Стахановский заод техуглерода, Стахановский вагоностроительный завод , Белоцерковская теплоэлектроцентраль, гостиница «Салют»и другие активы.
В 2015 году банк Жеваго начал испытывать серьезные проблемы с ликвидностью. «Мы очень долго работали над программой финансового оздоровления как с менеджментом этого банка, так и с мажоритарным акционером – Константином Жеваго. Банк семь месяцев находился в проблемном состоянии» – заявила в сентябре 2015 г. глава НБУ Валерия Гонтарева.
Именно тогда правление НБУ в итоге приняло постановление № 612 «Об отнесении Банка «Финансы и Кредит» к категории неплатежеспособных», лишив Жеваго контроля над ним. По данным НБУ, совокупный объем инсайдерских кредитов в портфеле банка «Финансы и кредит» составлял 76% – около 22 млрд грн. С начала 2017 года НБУ и ГПУ в рамках соответствующего уголовного производства добились ареста почти всех активов группы Жеваго, которые выступали залогом.
Как уже было сказано, по многим кредитам поручителем выступал Полтавский ГОК. С 18 июля он вернул себе гордое звание главного кредитора банка «Финансы и кредит», и теперь должен быть внесен с требованиями на 3,91 млрд гривен в соответствующий реестр банка, который с декабря 2015 находится в ликвидации.
А самому банку придется дозаявлять требования в реестрах кредиторов предприятий-должников из орбиты Жеваго, половина из которых уже находится в шаге от ликвидации. Например, в рамках длящегося с 2017 года дела о банкротстве Херсонского завода карданных валов (входит в «АвтоКрАЗ»), где «Финансы и кредит» на днях подал заявление о включении в реестр кредиторов его «новых старых» требований.
В таком случае «путь к успеху» банка «Финансы и кредит» будет очень долгим, и не факт, что успешным. На примере того же Херсонского завода карданных валов ситуация выглядит следующим образом. Лишь 37 млн грн кредиторских требований обеспечены залоговым имуществом и все последующие дополнительные требования банка будут включены в четвертую очередь, что в украинских реалиях означает практически нулевые шансы быть погашенными.
Что касается самих активов-должников, то они, скорее всего, будут с дисконтом постепенно продаваться ФГВФЛ на Prozorro.sale. В конце июля было запланировано несколько “голландских” аукционов Фонда гарантирования вкладов физлиц по продаже прав требования банка “Финансы и кредит” на 11,5 млрд грн по кредитным договорам с юрлицами. Самый крупный лот на 7,3 млрд грн включал как раз долги предприятий Жеваго – “Белоцерковская теплоэлектроцентраль”, “Росава” и других. Правда аукцион признан несостоявшимся, и пока что банку удалось за все время продать лишь два лота на 238 млн грн (при начальной стоимости 325 млн грн).
И хотя о восстановлении бизнес-империи Жеваго речь не идет, а кроме бывшего банка, к его активам есть претензии и у других кредиторов, сам нардеп и его главный актив в лице Полтавского ГОКа фактически выведены из под удара. Персональное уголовное производство по растрате денег банка Жеваго недавно было передано от САП к ГПУ, а до этого Нацбанк не смог арестовать личное имущество нардепа-олигарха.
Владислав Боровиков
«ОЛИГАРХ»