«Газораспредельный поход» Генпрокуратуры против Дмитрия Фирташа увяз в волынских болотах не без помощи Минэнергоугля
Похоже, Дмитрию Фирташу все-таки удастся добиться сохранения контроля над государственными газораспределительными трубопроводами. В конце сентября одна из компаний газового крыла Group DF – «Волыньгаз» – сумела отбиться от претензий ГПУ. Речь идет о решении Хозяйственного суда Киева от 20 сентября, которым были отклонены требования Генпрокуратуры о признании недействительным договора о предоставлении «Волыньгазу» на праве хозяйственного ведения региональных газораспределительных сетей региона, подписанного компанией с Министерством энергетики и угольной промышленности в 2012 году. Кроме того, суд отклонил требование ГПУ о взыскании с «Волыньгаза» 118 млн гривен убытков.
«Суд приходит к выводу, что прокурором и истцом (ГПУ подала иск в интересах Фонда госимущества – «ОЛИГАРХ») не доказан состав гражданского правонарушения как необходимого условия для применения такой меры ответственности в виде взыскания убытков, поскольку ими не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика-1 («Волыньгаз») и понесенными убытками, а также не обоснован размер причиненных убытков» – говорится в решении суда.
Не последнюю роль в аргументации суда сыграл тот факт, что против удовлетворения иска ГПУ в суде выступил второй соответчик – Министерство энергетики и угольной промышленности во главе с самым влиятельным бодибилдером Украины Игорем Насаликом.
Борьба за газораспределительные сети началась в Украине в 2014 г. почти синхронно с задержанием Дмитрия Фирташа в Австрии, спровоцировавшим желание многих представителей новой власти умерить его аппетиты. Но даже в этих условиях разорвать газовый бизнес Фирташа не получилось. Во многом это было связано с несогласованностью позиций его оппонентов: одна их часть настаивала на необходимости отобрать государственные трубопроводы у гор- и облгазов, другая – на необходимости заставить бизнесмена платить за использование этого имущества.
Условный компромисс между этими версиями был найден летом прошлого года. Тогда Минэнергоугля, выполняя поручение Кабмина, подписало с облгазами допсоглашения, в которых для последних были ужесточены условия эксплуатации газовой инфраструктуры, включая внедрение платы за пользование сетями. Казалось, на этом акт публичной порки Дмитрия Фирташа был закончен.
Но в конце прошлого года карты ему смешала Генеральная прокуратура Украины. По ее инициативе были оформлены исковые заявления практически ко всем облгазам с однотипным требованием: расторгнуть подписанные с Минэнергоугля договоры эксплуатации газовых сетей и взыскать с этих компаний неуплату за прошлые периоды.
Одновременно на газовый бизнес Дмитрия Фирташа был совершен набег с другой стороны: Кабмин сократил нормы потребления газа населением, на основании которых облгазы выставляли счета своим потребителям.
Из-за этого создалось ощущение, что Фирташа обложили со всех сторон и ему уже не уйти от своих преследователей, но оно в итоге оказалось обманчивым.
Победа «Волыньгаза» и Минэнергоугля в суде имеет роковое значение для сторонников «дегазификации» Фирташа.
Ведь все вышеупомянутые договоры между облгазами и ведомством Игоря Насалика являются «типовыми», и такие же аргументы, как «Волыньгаз», могут успешно использовать два десятка других гор- и облгазов из орбиты Фирташа. Кроме того, признавая легитимность этого контракта, хозсуд Киева признал также законным и так называемый «протокол расхождений» к нему. По данным «ОЛИГАРХА», в данном протоколе облгазы (включая «Волыньгаз») сняли со своих плеч нагрузку по оплате эксплуатации газовых сетей.
«Оператор (облгаз – «ОЛИГАРХ») осуществляет отчисление платы за предоставленное имущество, которое принадлежит государству и учитывается на балансе оператора, в размере 10% его остаточной балансовой стоимости. Оплата за эксплуатацию имущества осуществляется оператором в госбюджет в течение года равными частями ежеквартально до 25 числа следующего месяца путем перечисления средств на счет в казначействе. Оператор осуществляет отчисление платы при условии включения таких платежей в структуру тарифа на распределение природного газа и в объеме, установленном тарифом», – говорится в типовых протоколах расхождений, которые есть в распоряжении «ОЛИГАРХА».
Включение этих расходов в тариф фактически означает перенос обязательства оплаты использования сетей на потребителя. До сегодняшних дней отвечающая за тарифообразование в стране Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг так и не включила соответствующую строку расходов в тариф газовиков, но последних сейчас этот вопрос уже не так сильно интересует. Ведь хозсуд Киева в своем вышеупомянутом решении отказал ГПУ во взыскании с «Волыньгаза» 118 млн грн убытков, населенных государству бесплатным использованием сетей, указав, что этих расходов нет в тарифе компании.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»