Авдеевский коксохим добился решения суда об отмене ввозных квот на серную кислоту
«Плохие новости. Завод оказался на грани остановки. Через 7 дней у нас полностью заканчиваются запасы серной кислоты — сырья, без которого работа коксохима невозможна», – такое пессимистическое сообщение еще 21 июня этого года опубликовал в Facebook гендиректор крупнейшего в Украине коксохимического завода – Авдеевского КХЗ – Муса Магомедов.
Начав издалека, руководитель одного из ключевых предприятий «Метинвеста» Рината Ахметова и Вадима Новинского перешел к сути. «В Министерстве экономики на полном серьезе рассматривают введение пошлин на импорт серной кислоты в Украину» – написал он, добавив, что без импорта серной кислоты заводу «никак не справиться».
Но все тщетно: через пару недель после этого Межведомственная комиссия по международной торговле Украины по итогам проведенного Минэкономики расследования приняла решение №СП-391/2018/4411-05 от 2 июля «О применении специальных мер относительно импорта в Украину кислоты серной и олеума независимо от страны происхождения и экспорта». Его лоббистами стали украинские производители серной кислоты во главе с ПАО «Сумыхимпром», находящимся под фактическим контролем Дмитрия Фирташа, и государственный Восточный горно-обогатительный комбинат, который принято включать в орбиту окружения находящегося под следствием экс-нардепа от «Народного фронта» Николая Мартыненко (объем их поставок на внутренний рынок оценивается в 30 тыс т в год). Именно с их подачи МКМТ были введены квоты на импорт серной кислоты из Беларуси, России и других стран до 31 августа 2021 года.
Поскольку «Донбасс не был услышан», предприятие Ахметова начало «гудеть». В СМИ стали в завидной частотой появляться материалы, в которых в самых ярких красках описывались грядущие бедствия из-за ограничения импорта.
«Гендиректор АКХЗ предупреждает об угрозе отопительному сезону в Авдеевке», «В случае отсутствия серной кислоты предприятия ГМК понесут потери – нардеп Гусак», «ВостГОК и «Сумыхимпром» оказались не способны обеспечить металлургов серной кислотой», «Не будет серной кислоты, будем вынуждены в разы снижать объемы производства, получается в Авдеевке не будет отопления, – директор Авдеевского коксохимического завода Магомедов» – это заголовки лишь части материалов, массово размещенных украинскими СМИ после решения МКМТ.
После того, как почва была подготовлена, в конце июля Авдеевский КХЗ подал иск в Окружной админсуд Киева к МКМТ с требованием отменить решение о введении квот №СП-391/2018/4411-05.
Почему для комбината Ахметова оказалось так важно добиться отмены ограничений? Серная кислота является важным технологическим сырьем для производства кокса, который поставляется АКХЗ и другими АКХЗродственными ему коксохимами на меткомбинаты «Метинвеста». «Не будет у нас серы – будет снижаться производство, не сможем поставлять кокс в нужных объемах, а значит, будет снижаться производство и на металлургических комбинатах» – заявлял ранее Муса Магомедов.
При этом АКХЗ был не в восторге от деятельности «кислотного» трейдера Восточного ГОКа – ООО «Фирма «Торгсервис» харьковского бизнесмена Бориса Гринько. Так, в ноябре 2018 г он должен был поставить на коксохим Ахметова 1860 тонн серной кислоты, но поставки, как указали в АКХЗ в конце ноября, были прекращены.
В результате суд встал на сторону истца, придя к выводу, что «неоднократное нарушение сроков совершения соответствующих действий, отсутствие надлежащего обоснования выводов ответчика и неучтение принципа пропорциональности в ходе введения специальных мер относительно импорта в Украину кислоты серной и олеума, в своей совокупности привели к нарушению ответчиком процедурных требований законности при принятии Решения №СП-391-2018 / 4411-05, что является безусловным основанием для признания его противоправным».
Решение суда еще не вступило в законную силу, и похоже, Минэкономики будет подавать на него апелляцию. По крайней мере, ведомство Степана Кубива ранее уже продемонстрировало свою «заряженность» в этом кейсе, добившись в сентябре отмены вердикта суда первой инстанции, временно приостановившего по инициативе АКХЗ действие «кислотного» решения от 2 июля. Указанный спор уже дошел до Верховного суда, так что вполне возможно, и по основной ветке противостояния Авдеевскому КХЗ нужно будет пройти еще минимум две инстанции.
Впрочем, шансы группы Ахметова на успех уже сейчас выглядят гораздо предпочтительнее, чем у его соперника, которому, похоже, осталось находиться в кресле главы Минэкономики совсем недолго.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»