Харьковский подшипниковый завод нардепа от «Воли народа» Анатолия Гиршфельда хочет закрыть доступ на украинский рынок экс-депутату Госдумы РФ Олегу Савченко
На украинском рынке подшипников грядет большая зачистка. Как стало известно 20 декабря, Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) начала антидемпинговое расследование в отношении импорта в Украину роликовых подшипников, произведенных в Казахстане.
Инициатором расследования стал крупнейший в Украине подшипниковый завод – Харьковский (ХАРП), входящий в индустриальную группу УПЭК. Ее основной собственник – депутат Верховной Рады от группы «Воля народа и один из самых влиятельных бизнесменов Харькова Анатолий Гиршфельд.
«В жалобе приведено достаточно обоснованных доказательств, на основании которых можно считать, что импорт в Украину подшипников качения роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами происхождением из Республики Казахстан мог осуществляться по демпинговым ценам, причем уровень демпинговой маржи не может считаться минимальным, а объемы импорта – незначительными соответственно с положениями Закона» – говорится в сообщении МКМТ.
Там же указывается, что за период исследования (2015-2017 годы) произошел значительный рост объема демпингового импорта: в абсолютных показателях – на 453%, относительно потребления – на 379%, относительно производства – на 610%, при этом доля заявителя (ХАРП) в потреблении сократилась более чем на 50%.
По сообщению ИА «Интерфакс-Украина», сославшегося на данные Госстата, за 10 месяцев 2018 года импорт подшипников по указанному коду из Казахстана составил 1,69 млн штук на $4,77 млн. В целом Украина импортировала таких подшипников за указанный период на $17,22 млн. Таким образом, речь идет о более чем приличной доли рынка – свыше четверти импортных поставок.
Роликовые подшипники в основном применяются в железнодорожной отрасли, и на этом рынке один из ключевых конкурентов ХАРПа – российская корпорация ЕПК. Ее владельцы – бывший депутат Госдумы РФ Олег Савченко и глава правления ЕПК Александр Москаленко. В состав ЕПК входит группа подшипниковых заводов России (Волжский, Самарский, Саратовский и другие), а также завод в Казахстане – «ЕПК Степногорск». Его специализация – разработка и производство роликовых цилиндрических подшипников для рельсового транспорта, и именно против него, по данным «ОЛИГАРХА», направлено стартовавшее сейчас с подачи ХАРПа расследование.
Получателем продукции «ЕПК Степногорск» в нашей стране является запорожская компания «ЕПК Украина», бенефициаром которой числится житель Запорожья Андрей Москаленко (похоже, это родственник главы правления ЕПК). В число потребителей продукции «ЕПК Украина» входит значительное число предприятий, в том числе государственных. Среди них ранее был замечен и сосед ХАРПа – Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова. Кроме того, «ЕПК Украина» постоянно соперничает с «УПЭК Трейдинг» – эксклюзивным дилером ХАРПа – на тендерах «Укрзализныци», забирая себе часть заказов.
А недавно компания Москаленко попыталась «посягнуть на святое» – добиться права соперничать с ХАРПом на открытом тендере харьковского ГП «Завод Электротяжмаш». Но но этого не произошло – госпредприятие каким-то образом провело как допороговую закупку договор на покупку подшипников у ХАРПа на 19,92 млн грн (контракт был подписан 15 ноября). Хотя «ЕПК Украина» грозилось подать жалобы на заказчика в АМКУ, Национальную полицию и Госаудитслужбу.
Судя по всему, эти и другие уколы переполнили чашу терпения Гиршфельда, который теперь может сосредоточиться на лоббировании ограничительных пошлин против продукции своего назойливого конкурента. Благо, не в пользу последнего играет еще и тот факт, что основной владелец ЕПК Олег Савченко в 2014 году голосовал за незаконную аннексию украинского Крыма.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»