Смогут ли кремлевские финансисты умножить на ноль автономный бизнес «венского узника»
Как стало известно на этой неделе, Окружной суд Лимассола (Кипр) наложил арест на движимое и недвижимое имущество бизнесмена Дмитрия Фирташа. Речь идет об активах ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» (ранее назывался «Крымский Титан»), ООО «Титановые инвестиции», а также кипрской структуры – Group DF Holdings Limited.
В общей сложности судом было обездвижено имущества на $46 млн. Активы арестованы в качестве обеспечительной меры по иску российского банка ВТБ. Последний, как уже писал «ОЛИГАРХ», уже несколько лет пытается выбить многомиллионный долг из Фирташа.
Камнем преткновения стало кредитное соглашение № 3578 от 28 апреля 2015 г. (тело кредита составило 39,7 млн долларов). Оно было подписано между подконтрольным Кремлю банком ВТБ и вышеупомянутым «Юкрейниан кемикал продактс», владеющим имуществом расположенного на оккупированном полуострове завода «Крымский Титан». Условиями этого соглашения было предусмотрено, что заемщик вернет кредит до 1 июня 2016 г, но этого не произошло.
В 2017 г. юристы ВТБ инициировали в Арбитражном суде Москвы разбирательство о принудительном взыскании $46 млн. с заемщика. В июне 2018 г. ВТБ добился нужного результата, получив на руки решение об удовлетворении иска.
А в конце августа, по данным «ОЛИГАРХА», оно вступило в силу после того, как Девятый Арбитражный Апелляционный Суд Москвы отклонил апелляции «Юкрейниан кемикал продактс» и связанного с Фирташем московского ООО «Титановые инвестиции», арендующего «Крымский Титан».
Ситуацию усугубляло то, что параллельно ВТБ инициировал в Москве банкротство вышеупомянутого ООО «Титановые инвестиции». В этом процессе банкиры также добились успеха: весной 2018 г. в «Титановых инвестициях» было введено внешнее управление и узаконены требования банка к этой компании на 2,5 млрд российских рублей.
Впрочем, в августе Фирташу удалось отыграть ситуацию: Арбитражный суд Москвы включил в реестр требований ООО «Титановые инвестиции» принадлежащий «венскому узнику» горловский концерн «Стирол» (Донецкая обл), с требованиями на сумму 6,673 млрд рублей, или порядка 96 млн долларов. По данным суда, они образовались по итогам заключения между «Стиролом» и «Юкрейниан кемикал продактс» договора купли-продажи природного газа в октябре 2014 г, а поручителем последней компании выступили именно «Титановые инвестиции».
Судя по всему, такой поворот разозлил ВТБ, свидетельством чего и стало недавнее решение Окружного суда Лимассола. 16 января пресс-служба газового олигарха распространила пресс-релиз, в котором заявила о том, что введенные судом ограничительные меры являются временными, и компания намерена их обжаловать. Шансы на успех у Фирташа, безусловно, есть, но они не слишком велики.
ВТБ явно настроен серьезно, а учитывая, что в прошлом году в санкционный список правительства РФ попали не только представители ближайшего окружения Фирташа, такие как нардеп Иван Фурсин, но и предприятия Group DF: черкасский «Азот», «Ривнеазот», Междуреченский ГОК, «Валки-Ильменит», «Украгро НПК», морской порт «Ника-Тера» и даже тепличный комплекс «Синьков-агро», речь идет о системном «недопонимании» между экс-фаворитом «Газпрома» и Кремлем. Которое может вылиться в потерю Фирташем его главного промышленного актива в аннексированном Крыму.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»