Верховный Суд своим решением от 25 января хоть и сохранил арест акций и имущества украинских «дочек» российских госбанков в деле «Коломойский против России», но изменил формулировки решения суда об аресте таким образом, что его теперь почти невозможно реализовать на практике. Об этом “ОЛИГАРХ” узнал из сообщения FinClub.
Верховный Суд по делу № 796/165/18 принял решение наложить арест на акции Проминвестбанка, Сбербанка и ВТБ Банка, которые «принадлежат должнику – Российской Федерации». Кроме того, этим банкам запрещено отчуждать движимое и недвижимое имущество, которое «принадлежит должнику – Российской Федерации».
Эти формулировки отличаются от тех, которые принял 5 сентября 2018 года Апелляционный суд Киева. Тогда речь шла об аресте акций Проминвестбанка, принадлежащих Внешэкономбанку, акций Сбербанка, принадлежащих Сбербанку России, и акций ВТБ Банка, принадлежащих Банку ВТБ. Кроме того, каждому из трех банков запрещалось проводить ликвидацию или реорганизацию юрлица, а также отчуждать принадлежащее им движимое и недвижимое имущество, в том числе по договорам купли-продажи, мены, дарения.
Банкам запрещалось продавать любые активы, даже те, которые они взыскали с проблемных заемщиков. И если для Проминвестбанка и Сбербанка мораторий не был критичным, то для ВТБ Банка оказался смертельным: запрет на продажу активов лишил банк денег для выплаты вкладов, поэтому НБУ признал его неплатежеспособным в ноябре 2018 года. Таким образом Игорь Коломойский пытался взыскать $160 млн с РФ в качестве компенсации по решению Арбитражного суда Гааги.
Верховный Суд не согласился с таким решением Апелляционного суда Киева и сузил круг ответственных лиц до одного должника – России. «Ключевой вывод Верховного Суда в этом деле сводится к тому, что юридические лица (банки) не могут отвечать по обязательствам своих собственников, даже если конечным бенефициаром является страна-агрессор», – поясняет адвокат Владимир Павленко.
Обновленные меры обеспечения в прописанном Верховным Судом виде не могут быть исполнены, поскольку ни имущество на балансе украинских банков, ни их акции напрямую не принадлежат Российской Федерации.
«Следовательно, Сбербанк и Проминвестбанк могут свободно распоряжаться своим имуществом, их акционеры – своими акциями, а ликвидатор ВТБ Банка Александр Шевченко может спокойно распродавать активы кредитного учреждения», – констатирует Владимир Павленко.
Как сообщалось ранее, Верховный суд Украины разрешил арестовать акции росбанков по иску Коломойского
Павел Полтавченко«ОЛИГАРХ»