«Нафтогаз Украины» и «Приват» договорились о разделе сфер влияния в крупнейшей нефтяной компании страны «Укрнафта»
По данным источников «ОЛИГАРХА», смена главы правления ПАО «Укрнафта» ожидается через две недели, 28 марта, когда пройдет собрание акционеров компании. Соответствующий вопрос внесен в повестку дня собрания, при этом готовящееся решение не стало неожиданностью для Марка Роллинза – он заранее был уведомлен об этих планах.
Инициатором увольнения Роллинза является НАК «Нафтогаз Украины», владеющий 50%+1 акций «Укрнафты». Но перед тем как поднимать кадровый вопрос, государственная компания получила «добро» на увольнение топ-менеджера от группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, у которых находится около 43% акций компании.
По данным источников «ОЛИГАРХА», «добрая воля» Коломойского и Боголюбова нужна была Андрею Коболеву как минимум по одной веской причине. Речь о том, что кадровые перестановки в «Укрнафте» являются стартовой площадкой для реализации главного плана: разделении активов этой компании между государственным и частным акционером.
Как уже сообщал «ОЛИГАРХ», суть этой идеи заключается в передаче под единоличный контроль «Нафтогаза» всего газового бизнеса «Укрнафты», а нефтяного – под управление «Привата». По данным «ОЛИГАРХА», «бракоразводный процесс» команды Коболева и Коломойского планируют осуществить при помощи посредников – независимых членов наблюдательного совета, которые будут назначены в этот орган синхронно с увольнением Марка Роллинза.
Так, ожидается, что в результате этих перестановок количество голосов «Нафтогаза» в набсовете «Укрнафты» сократится с нынешних 6 до 3-х, «приватовцы» получат 2 места (сейчас у них 5), а остальные 6 вакантных мест займут как раз независимые члены НС. Их кандидатуры, по данным источников, подбирала нанятая «Нафтогазом» еще в прошлом году киевская компания «Уорд Хауэл Украина» (бывшая дочка международного рекрутера Ward Howell).
Разделение «Укрнафты» на нефтяной и газовый бизнесы выглядит оптимальным сценарием для государства, ведь последние 15 лет это предприятие на операционном уровне контролирует «Приват», и сделать с этим власти ничего не смогли даже после уменьшения кворума собраний акционеров с 60% до 5%+1 акция. Другой вопрос, зачем на «бракоразводный» процесс с «Нафтогазом» соглашаться Коломойскому, которого сегодняшнее положение дел полностью устраивает.
Ответ на него лучше искать в двух плоскостях.
Во-первых. «Привату» придется смириться с инициативой «Нафтогаза» о смене в правлении и набсовете «Укрнафты» под давлением прошлогоднего решения Лондонского международного арбитражного суда, признавшего недействительным ключевой пункт заключенного в январе 2010 года акционерного соглашения между НАК и «Приватом», в рамках которого «Приват» получил контроль над правлением нефтегазодобывающей компании.
Во-вторых, Коломойский отдает себе отчет в том, что разделение «Укрнафты», на которое сделали ставку у Андрея Коболева, является мертворожденным планом.
Основанием для такого неутешительного прогноза является тот факт, что упомянутое разделение подразумевает вывод активов из «Укрнафты», который должен быть согласован Кабмином. Учитывая крайне натянутые отношения премьер-министра Владимира Гройсмана с главой «Нафтогаза Украины» Андреем Коболевым, в прессе уже давно муссировалась тема о том, что глава Кабмина наверняка заблокирует план своего оппонента.
И если до недавнего времени эти мысли выражались в предположительном тоне, то на днях у них появилось первое подтверждение. На этой неделе СМИ сообщили о том, что Министерство финансов и Министерство экономического развития посчитали необоснованным предложение «Нафтогаза Украины» включить в его финансовый план на текущий год расходы на покупку активов ПАО «Укрнафта».
«В показателях проекта финансового плана включено увеличение расходов на инвестиционную деятельность в шесть раз — с 6 млрд грн в 2018 г. до 37,4 млрд грн в 2019 г. Основную сумму составляют расходы 34 млрд грн на приобретение активов АО «Укрнафта». При этом отсутствуют какие-либо обоснования относительно правовых оснований и целесообразности указанной покупки, согласования акционеров, финансово-экономические расчеты об эффективности этих расходов», – говорится в замечаниях Минфина. Ответ МЭРТ был лаконичнее, но не менее ультимативным: «по состоянию на сегодня у Минэкономразвития отсутствует информация о принятии решения о согласовании с Кабмином передачи нефте- и газодобывающих активов «Укрнафты», в уставный капитал других субъектов хозяйствования».
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»