Днепровский аграрный барон Василий Астион выкупил многомиллионные права требования к государственной «Укргаздобыче»
15 апреля ликвидатор Дельта Банка подписал договор об уступке прав требований по кредиту, выданному в сентябре 2013 году ПАО “Укргаздобыча”. Сумма кредита составляла 150 млн грн, а залогом по нему стала готовая продукция (трубы ) и товары в обороте (нефть, конденсат, дизельное топливо, сжиженный газ и углеводородные фракции).
На сегодняшний день долг по просроченному кредиту, с учетом штрафов и пени, превысил 200 млн грн. Аукцион по его продаже состоялся на Prozorro.sale 25 февраля. За право его выкупить состязались четыре участника, среди которых была и материнская структура “Укргаздобычи” – НАК “Нафтогаз Украины”, предложившая 64,2 млн грн. Но победа с предложением в 110,1 млн грн досталась ФК “Веста” – регулярному участнику Prozorro.sale, который аффилирован с Андреем Волковым – совладельцем инвестиционной компании Investohills Capital и экс-руководителем “Альфа-Банка” (Украина).
Впрочем, вскоре ФК “Веста” отказалась от подписания договора, после чего это право перешло к участнику, занявшему второе место с предложением 75,7 млн грн – ФК “Фингруп Фактор”. Эта компания контролируется братьями Василием и Евгением Астионами. Василий Астион – депутат Днепропетровского областного совета, который известен как один из самых влиятельных латифундистов своего региона вместе со своим тестем, авторитетным главой Федерации дзюдо Днепра Михаилом Кошляком.
Братьям Астионам и Михаилу Кошляку совместно принадлежит группа компаний Dnipro Agro, которая обрабатывает около 50 тыс. га земли. Некоторое время назад партнером по агробизнесу Астиона был нардеп Виталий Хомутынник, но около года назад они разделили сферы влияния.
Тем не менее, по партийной линии они до сих пор близки – Хомутынник является сопредседателем депутатской группы «Партия «Відродження» в Верховной Раде, а Астион входит во фракцию «Відродження» в Днепропетровском облсовете и даже возглавляет одноименное ООО.
В случае с выкупом кредита «Укргаздобычи» покупатель вполне может рассчитывать на быстрый «кэш». 25 апреля, то есть через десять дней после подписания договора, Верховный суд поставил точку в судебных разбирательствах между “ Укргаздобычей” и Дельта-Банком: с 2015 года дочка НАКа отказывалась признавать свои обязательства по кредиту.
Это история началась незадолго до произошедшей в марте того года введении временной администрации в Дельта Банк (тогда он принадлежал бизнесмену Николаю Лагуну) и переход его под крыло Фонда гарантирования вкладов физлиц.
В феврале 2015 года банк подписал договоры поручительства по кредиту “Укргаздобычи” с рядом физлиц, которые обязались, что в случае, если газодобытчик не погасит кредит, то они сами заплатят за него. Взамен к ним перейдет право требовать долг с “Укргаздобычи”.
Смысл этой незамысловатой операции прост: так накануне банкопадов VIP-клиенты “падающих банков» страховали свои депозиты, превышавшие гарантированный государством лимит в 200 тыс грн.
Такой схемой воспользовалось полтора десятка известных людей, в том числе топ-менеджеры самого Дельта Банка, о которых в начале 2016 года писали “Наші гроші”. Якобы, погасив кредит “Укргаздобычи” своими депозитами, они стали требовать деньги от компании.
Последняя, в свою очередь, пытается признать договоры поручительства недействительными: споры еще длятся, но “Укргаздобыча” пока их регулярно проигрывает. В Дельта Банке и Фонде гарантирования вкладов физлиц традиционно считают такие переуступки никчемными и продолжают требовать погашения кредитов от первичных заемщиков, в данном случае, “ Укргаздобычи”. Собственно, выяснение отношений в рамках этого спора и заняло столько времени: в 2015-2016 годах Дельта Банк выиграл все судебные процессы и в августе 2017 г «Укргаздобыча» даже сообщала, что готова добровольно выполнить решения судов.
Однако еще за месяц до этого, в июле 2017 года, государственный газодобытчик начал новый виток судебного процесса “по вновь открывшимся обстоятельствам”. Впрочем, этот ход не принес компании никаких дивидендов, и постановление ВСУ от 24 апреля 2019 года,отказавшего“Укргаздобыче” в пересмотре решений в споре с Дельта банком, это подтверждает.
В свете этой информации может показаться, что ФГВФЛ выбрал не самое удачное время для продажи данного кредитного портфеля: к этому моменту “Дельта-банк” проделал фактически всю черновую работу в судах. С другой стороны, состав участников аукциона, в числе которых был и “Нафтогаз Украины”, едва ли позволяет сомневаться в рыночной стоимости проданного кредитного портфеля. Во всяком случае, это намного больше, чем цена самых проблемных долгов на так называемых “голландских аукционах”, где скидки достигают 99% от номинала.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»