Газовый проект Геннадия Буткевича и Ильи Пономарева на шельфе Черного моря может провалиться
Запущенный украинскими властями процесс поиска инвестора для разработки крупнейшего углеводородного участка на шельфе Черного моря «Дельфин» пошел по «юзовскому» сценарию.
Еще в середине прошлой недели ничего не предвещало беды. «Рад сообщить, что Trident выиграл сегодня конкурс по СРП на Черном море. Это была тяжелая борьба, но наша заявка была существенно выгоднее для Украины», – сообщил 26 июля на своей странице в Facebook глава компании Trident Acquisitions Corp. Илья Пономарев.
Традиционно имя Пономарева украинскими СМИ упоминалось в политическом контексте – в 2014 г он был единственным депутатом Госдумы РФ, не поддержавшим решение о незаконной аннексии Крыма. Вскоре после этого голосования Пономарев стал фигурантом уголовных дел и был лишен депутатской неприкосновенности, так что ему ничего не оставалось, как уехать из России, и искать возможность проявить себя в бизнесе.
«Он несколько лет ходил по рынку с разными проектами, искал под них инвесторов, но почти все эти проекты заключались в том, что Илья пытался продавать чужое, а не свое. Известная история с его заявлением о приватизации государственной «Укргаздобычи», которую он обсуждал с Джорджем Соросом, – это как раз об этом», – говорит источник «ОЛИГАРХА» в Кабмине.
Но одна из ставок Пономарева все-таки сыграла – созданная им вышеупомянутая компания Trident Acquisitions. Летом прошлого года эта структура, учрежденная в США, провела IPO на американской бирже NASDAQ, разместив инвестиционные паи, по итогам которого привлекла свыше $200 млн. Тогда же стало известно, что привлеченные средства Trident намерен инвестировать в энергетику Украины. «Я хочу построить большую вертикально-интегрированную восточно-европейскую корпорацию в сфере природных ресурсов с центром в Украине», – заявлял тогда журналистам Илья Пономарев.
На тот момент это событие было сенсационным: впервые за годы независимости Украины американские инвесторы оказались готовы вкладывать в наш ТЭК. Но это была полуправда. Довольно быстро выяснилось, что значимыми инвесторами Trident выступили известные на постсоветском пространстве бизнесмены, при этом чуть ли не главную роль среди них играет совладелец украинской розничной сети супермаркетов «АТБ» Геннадий Буткевич, который в последние годы увлекся проектами в сфере недропользования.
Значимость Буткевича в проекте Trident сложно переоценить. Во-первых, он входит в совет директоров этой американской компании и имеет право голоса при определении проекта, в который будут направляться инвестиции. Во-вторых, на рынке уже давно курсируют слухи о том, что среди перспективных для вложений проектов Trident Acquisitions рассматривал многочисленные участки нефти и газа, которыми структуры Геннадия Буткевича располагают на континентальной части Украины.
Так или иначе, но с момента сообщения Trident об успешном IPO прошло больше года, и до последнего времени ничего не было слышно. Пауза прервалась как раз сообщением Пономарева о признании его компании победителем конкурса на право разработки черноморского участка углеводородов «Дельфин».
Он занимает 9,4 тыс кв км шельфа, а в конкурсной документации, опубликованной Минэнергоугля, отмечалось, что его ресурсная база оценивается в 286 млн тонн условного топлива. В денежном эквиваленте это миллиарды долларов, поэтому дефицита желающих участвовать в разработке этой территории не было.
На конкурс, помимо Trident, заявились Caspian Drilling International Ltd (входит в азербайджанскую государственную нефтегазовую корпорацию SOCAR), Frontera Resources (американская компания бизнесменов Стива Никандроса и Зазы Мамулаишвили), а также отечественное ЧАО «Укрнефтебурение», которое входит в орбиту Игоря Коломойского, Виталия Хомутынника и Павла Фукса.
Претендентов на «Дельфин» было бы и больше, если бы не украинская специфика: срок подачи заявок на участие в конкурсе был установлен на уровне всего 60 дней, из-за чего многие не успели принять в нем участие. «Были зарубежные интересанты, но они банально не успели: у многих внутренние процедуры на согласование своего участия занимают больше, чем два месяца. Мировой опыт – это лаг минимум 120 дней от даты объявления конкурса до даты его проведения», – говорит источник «ОЛИГАРХА».
Об этом же еще на самом старте конкурса заявляла и Ассоциация газодобывающих компаний Украины (АГКУ). Такую же точку зрения там высказали и на прошлой неделе, когда стало известно о победе Trident. «Конкурс на разработку нефтегазового участка «Дельфин» на шельфе Черного моря был проведен в некачественном формате и может иметь негативные последствия для добычи углеводородов в Украине», – говорится на ее странице в Facebook.
Учитывая, что вышеупомянутое «Укрнефтебурение» является одним из участников АГКУ, критическое заявление последней может восприниматься как укол Trident Acquisitions в интересах этой структуры. Но источники «ОЛИГАРХА» утверждают, что в этом информационном выпаде нет предвестников войны.
«Они сделали такое заявление, потому что им нужно сохранить лицо: они с самого начала говорили, что 60 дней мало для того, чтобы собрать всех интересантов на этот участок, и сейчас они просто продублировали этот месседж. Противодействия от Ассоциации в сторону Trident не будет», – говорит источник «ОЛИГАРХА» в Министерстве энергетики и угольной промышленности.
Таким образом, компания Пономарева и Буткевича максимально приблизилась к тому, чтобы стать первым успешным частным проектом в Украине по добыче углеводородов на море. Но этой идеей тандем бизнесменов жил не долго.
«Конкурс был недостаточно представительным, недостаточно конкурентным и в целом не оправдал ожиданий в части прихода на наш рынок игроков высшей мировой лиги газодобытчиков. Предложу правительству рассмотреть возможность объявления нового конкурса для привлечения компании по добыче газа на украинском шельфе Черного моря», – заявил на прошедших выходных премьер-министр Владимир Гройсман.
Свое решение глава правительства объяснил желанием найти на разработку «Дельфина» «кого-то из мировых лидеров уровня Shell или Exxon Mobil». Удастся ли это Кабмину – большой вопрос, потому что этот морской участок находится в непосредственной близости к акватории оккупированного Крыма.
Но на сегодняшний день главной интригой является даже не это, а то, смогут ли Илья Пономарев и Геннадий Буткевич сохранить свой проект Trident как таковой. Главная причина соответствующего риска кроется в том, что правилами размещения инвестиционных паев на NASDAQ предусмотрено ограничение срока использования привлеченных средств. И в случае с Trident дедлайн установлен до конца календарного года.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»