Армию продолжат заправлять структуры из группы «Трейд Коммодити», но часть заказов уже перетекла к группе «Приват» Игоря Коломойского
19 сентября были подведены итоги первого тендера Минобороны ожидаемой стоимостью 767,32 млн грн на закупку авиационного керосина. Он был разбит на три лота.
Если первый лот среди восьми претендентов буквально «выгрызло» ООО «Торум» из группы «Трейд Коммодити» (цена в ходе торгов упала почти на 10% – с 278,3 млн грн до 251,25 млн грн), то второй достался «приватовскому» НПЗ «Укртатнафта» (цена также упала почти на 10% – с 248 млн грн до 223,8 млн грн) только после дисквалификации более дешевого предложения компании «Альянс энерго трейд». Последняя входит в условную группу «Альянс» малоизвестных братьев Романа и Германа Адамовых, но фактически ее считают «осколком» российской НК «Альянс» Мусы Бажаева, имевшей отношение к сети АЗС Shell в Украине.
Что касается третьего лота на 216 млн грн, то, скорее всего, он также достанется «Укртатнафте» в случае дисквалификации «Альянс энерго трейда», решение по предложению которого должно быть принято со дня на день.
Несмотря на грядущее возобновление прямых контактов между «Укртатнафтой» и военными, самые крупные подряды по итогам осенней закупочной компании все равно достанутся главному в последние годы поставщику армии – упомянутому «Торуму». Это стало понятно 18 сентября, когда Минобороны сообщило о намерении заключить с этой компанией контракт по итоги второго тендера – на закупку зимнего дизеля ожидаемой стоимостью 711,1 млн грн.
До последнего момента было не понятно, состоится ли он вообще или нет, учитывая, что летом была фактически сорвана аналогичная попытка Минобороны закупить дизель на 815 млн грн, которая тогда захлебнулась в жалобах потенциальных претендентов в Антимонопольный комитет. В этот раз на дизельный тендер подали заявки шесть компаний, из которых были допущены только три: те же ООО «Торум» и «Альянс энерго трейд», а также ЧП «ОККО Контракт» бизнесмена Виталия Антонова (концерн «Галнафтогаз»).
Отклоненные компании собирались поставить дизель, произведенный на «Укртатнафте». Но их предложения, как и заявка самого Кременчугского НПЗ, не прошли горнило квалификационных требований, которые предусматривали поставку ресурса с температурой воспламенения не ниже 62 градусов по Цельсию, в то время как участники предложили товар с показателем не более 55-57 градусов. На «Укртатнафте» оправдывались, что за последний год из-за отсутствия заказов в Украине не выпускали такой вид топлива, поэтому его и не сертифицировали, но готовы были это сделать в случае получения заказа.
Победивший в итоге в дизельном тендере «Торум» (цена на нем упала на 2% от ожидаемой – до 693,6 млн грн) спасло то, что параллельно он вышел с предложением ресурса производства Мозырского НПЗ (Беларусь).
Трудно сказать, как «Торум» до сих пор удерживает статус главного снабженца топливом украинских военных, учитывая близость этой структуры к предыдущей власти. Как писал «ОЛИГАРХ», Андрей Адамовский – один из инвесторов группы «Трейд Коммодити», к орбите которой включают «Торум» – был старшим партнером экс-нардепа от БПП Александра Грановского до его попадания в ВР, а коллега Адамовского Владимир Трофименко был связан с Игорем Грынивым – экс-главой фракции БПП.
Вдвойне сохранение позиций «Торума» удивительней на фоне того, что компания стала фигурантом уголовного производства №32019040000000028, которым занимается ГФС, и о котором уже писал “ОЛИГАРХ”: фискалы заподозрилили группу компаний с участием «Торума» в отмывании почти 1 млрд грн.
Наконец, между Минобороны и «Торумом» как раз сейчас идет судебная война: весной «Торум» решил отменить контракт на 426 млн грн после того, как цены стали невыгодными, и компания безрезультатно добивалась от военных подписания допсоглашения для повышения стоимости. 11 сентября Северный апелляционный хозсуд подтвердил правоту «Торума». Так что с учетом нынешних ценовых качелей на мировых рынках говорить о стабильности обеспечения армии топливом не приходится.
Источники «ОЛИГАРХА» в Кабмине уверяют, что это вовсе не означает похолодания в отношениях с контрагентами.
«Новые люди в тендерном комитете плюс смена власти сделали их закупщиков самыми осторожными людьми в Prozorro. Никто из них никогда сейчас не подпишет допсоглашение, по которым уже есть уголовные производства. Им проще сорвать поставки, чем идти на это. По этой же причине они боятся пробовать новые инструменты закупки – рамочные соглашения (появились в Prozorro с весны 2019 года – “ОЛИГАРХ”) и формульное ценообразование, которое успешно использует та же «Укрзализныця», – объяснил собеседник «ОЛИГАРХА».
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»