Первый ликеро-водочный завод официально прекратил существование, оставив банк Рината Ахметова без 280 млн грн
3 декабря официально перестал существовать одесский «Первый ликеро-водочный завод». В этот день хозсуд Одесской области утвердил его ликвидационный баланс и прекратил существование компании как юрлица.
«В представленном отчете ликвидатор сообщает, что в ходе ликвидационной процедуры имущественных активов банкрота, подлежащих включению в конкурсную массу, не обнаружено, о чем даны соответствующие справки» – говорится в материалах дела. Таким образом, с момента начала банкротства до ликвидации должника прошло менее года.
Как писал «ОЛИГАРХ», процесс банкротства частного акционерного общества «Первый ликеро-водочный завод» (Одесса) официально стартовал 22 января. По решению суда была введена процедура распоряжения имуществом должника, ее руководителем хозяйственный суд Одесской области назначил арбитражного управляющего Виктора Дариенко.
По сведениям «ОЛИГАРХА», уже 5 марта был утвержден реестр требований кредиторов должника. В него, помимо инициатора банкротства – частного предприятия СПМК-7 из Одессы с претензиями в 1,5 млн грн, вошли также два банка – ПУМБ Рината Ахметова с требованиями в 282 млн грн и банк «Надра» (его ликвидацией занимается ФГВФЛ) с 61 млн грн. С завершением банкротства Первого ЛВЗ эти долги официально канули в Лету.
СПМК-7 относится к структурам, «широко известным в узких кругах». По бумагам учредителем СПМК-7 значится малоизвестный одессит Евгений Чихичин, а сама компания засветилась в 2017 г. в уголовном производстве №12017161470000804 о нарушениях при освоении им средств коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса». Это КП – некогда главный заказчик СПМК-7. Как свидетельствуют данные аналитической системы Clarity project, в 2016-2017 г. коммунальное предприятие подписало с ним 38 контрактов общей стоимостью 32 млн грн на оказание самых различных услуг.
Последние контракты между СПМК-7 и КП «Международный аэропорт «Одесса» датированы февралем 2017 г. Через несколько месяцев после этого был уволен гендиректор коммунального предприятия Михаил Крайтман, который, к слову, ранее работал директором Первого ликеро-водочного завода.
Это увольнение ознаменовало смену власти в аэропорту, фактический контроль над которым, по данным СМИ, с 2011 г. удерживали одесские бизнесмены Борис Кауфман и Александр Грановский (к их орбите относят также и СПМК-7).
Как писал «ОЛИГАРХ», именно в 2011 г, по данным НАБУ, состоялось незаконное отчуждение коммунального имущества международного аэропорта «Одесса» в результате создания Одесским городским советом и ООО «Одесса аэропорт Девелопмент» компании «Международный аэропорт Одесса». В ее уставном фонде горсовет в обмен на все имущество аэропорта получил долю в размере всего 25% акций, а остальные 75% акций отошли частным владельцам. Следователи НАБУ не назвали их, указав лишь, что речь идет об «известных местных одесских предпринимателях».
Впрочем, фамилии фактических хозяев аэропорта для знающих людей – не секрет. Еще в 2015 г Михаил Саакашвили, будучи губернатором Одесской области, отчитался о переговорах с владельцами группы «Вертекс Юнайтед» Борисом Кауфманом и Александром Грановским относительно достройки Одесского аэропорта.
Весной 2018 г. с подачи НАБУ был наложен арест на имущество ООО «Международный аэропорт Одесса» – два пассажирских терминала, включая недостроенный объект площадью 26,3 тыс. кв. м, и 75% доля в капитале компании, которая принадлежит ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент». Впрочем, совсем недавно он был благополучно снят.
Первый ликеро-водочный завод на момент начала этих бурных событий уже был «призраком». ЛВЗ был оформлен на группу оффшоров, у каждого из которых было менее 25% акций, и не вел хозяйственной деятельности.
Но его реальными хозяевами в Одессе продолжали считать Кауфмана и Грановского, которые еще в 90-е годы включили ЛВЗ в свой концерн «Оверлайн» вместе с Одесским заводом шампанских вин (Кауфман лично возглавлял наблюдательный совет Первого ЛВЗ).
«Якорным» брендом «Оверлайна» была ТМ «Мягков», под которой в Украине и РФ продавалась водка из Одессы. Но в конце 2000-х партнеры решили завязать с алкогольным бизнесом – сначала бренд «Мягков» был продан российской компании «Синергия», а затем наступила очередь Одесского завода шампанских вин, проданного итальянской компании Gruppo Campari.
Первый ликеро-водочный завод как производственная площадка никому оказался не нужен (сказалось то, что сами цеха находились в госсобственности, и «Первый ликеро-водочный завод» арендовал их у ФГИ). Как результат, деятельность предприятия была полностью остановлена в 2008 г., после чего оно сосредоточилось на сдаче недвижимости в аренду, пока в 2012 г. завод не вернули обратно Фонду госимущества.
Но от бывшего арендатора Грановский и Кауфман так и не избавились – его продолжили использовать в качестве посредника и поручителя в финансовых операциях. И лишь в этом году в рамках «чистки» у них дошли руки до последнего осколка уже несуществующего концерна «Оверлайн».
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»