Статьи

Люди Хорошковского взялись за ювелирку

Сбербанк добился ареста имущества, уведенного у Киевского ювелирного завода структурами, близкими к скандальному экс-хозяину банка «Таврика» Сергею Цюпко

В конце декабря Хозсуд Киева арестовал активы, ранее принадлежавшие Киевскому ювелирному заводу (КЮЗ), по заявлению украинской дочки российского Сбербанка. Это было сделано в рамках дела о банкротстве КЮЗ, которое тянется с 2013 года. Арест, по решению суда, будет действовать до закрытия производства в указанном деле.

Как уже писал «ОЛИГАРХ»,  КЮЗ до 2013 года был крупнейшим производителем ювелирных изделий в стране с годовой выручкой свыше полмиллиарда гривен. В 2015 г. предприятие было признано банкротом, а в 2017 г  его активы при загадочных обстоятельствах были проданы в обход ключевых кредиторов – государственного Укрэксимбанка и упомянутого Сбербанка. Подтвержденные судом долги КЮЗ составили почти 400 млн грн, из которых чуть менее половины были обеспечены залогами и пришлись на Укрэксимбанк (около 113 млн грн) и Сбербанк (53 млн грн).

Но контроль над комитетом кредиторов получила группа частных компаний во главе с ООО «Медиамикс Украина» с совокупными претензиями почти  на 190 млн грн. Как выяснили ранее правоохранители, эти долги образовались по векселям, авалированным КЮЗ при сомнительных обстоятельствах.

Дальнейшие же события показали, что комитет кредиторов фактически вошел в орбиту экс-главы правления КЮЗ Сергея Цюпко. Как писал «ОЛИГАРХ», до 2012 года он считался одним из богатейших бизнесменов страны. Цюпко контролировал 39‑й по размеру активов банк «Таврика», трест «Югозаптрансстрой» (ЮЗТС), который строил десятки тысяч метров жилья в столице, и упомянутый Киевский ювелирный завод. Но Цюпко подвело чрезмерное увлечение строительным бизнесом, не выдержавшим испытания кризисом.



«Около 30% кредитного портфеля, или 1,2 млрд гривен, приходилось на связанные структуры»,  – утверждал адвокат пострадавших вкладчиков «Таврики» Сергей Крыжановский. Почти вся эта сумма была выдана компаниям, связанным со строительным бизнесом Цюпко, за период с 2007 по 2011 год, под залог недвижимости. Поэтому «Югозаптрансстрой» потянул за собой на дно банк «Таврика», признанный неплатежеспособным в 2012 году, а следом за ним отправился и КЮЗ.

В 2016 году комитет кредиторов КЮЗ санкционировал распродажу имущества завода-банкрота. Активы КЮЗа перед торгами оценили в 406 млн гривен (именно такой была суммарная сумма требований кредиторов к заводу). Но по факту в январе 2017-го активы (недвижимость, ценные бумаги, оборудование, ювелирные изделия), как выяснил «ОЛИГАРХ», были проданы всего чуть более чем за 100 млн грн на аукционе, якобы прошедшем в Киеве по несуществующему адресу на бульваре Лепсе, 6 (еще в 2016 он был переименован в бульвар Вацлава Гавела). Банки-кредиторы заявили, что стоимость сырья для производства ювелирных изделий была занижена в 2,5 раза, а ювелирных изделий – в 5,5 раза.

«Согласно акта осмотра, составленного представителями АО «Укрэксимбанк» 13.01.2017, по вышеуказанному адресу торги не проводились», – говорится в материалах Шевченковского районного суда Киева, куда обратилось Главное следственного управление Службы безопасности Украины в рамках уголовного производства №12015100070001990. С подачи СБУ Шевченковский суд в 2017 г арестовал все имущество проданное ООО «Эталон-Консалтинг» – как писал «ОЛИГАРХ», эта компания была создана в ноябре 2016 года, а ее директором и соучредителем стал экс-глава киевского филиала АБ «Таврика» Александр Бакаев. Но затем, по сложившейся в те времена традиции, пыл правоохранителей угас, и аресты были постепенно сняты.

На фото – Сергей Цюпко

Сейчас львиная доля активов, уведенных у КЮЗ, принадлежит не «Эталон-Консалтингу» а третьим лицам – ООО «Авитобуд», ООО «Венкер», ООО «Аспект-Профи», ООО «Бизнестерра» и ряду других. Но за ними все также торчат уши людей, которых вполне можно считать доверенными лицами Цюпко. «Авитобуд» и «Венкер» называют своим бенефициаром Оксану Кузнецову – по данным «ОЛИГАРХА», она была членом набсовета банка «Таврика» до его крушения и сейчас числится директором и учредителем управляющей компании «Эдельвейс». До 2012 года «Эдельвейсом» единолично владел Цюпко, который до последнего времени был «советником по внешнеэкономической деятельности» Оксаны Кузнецовой. Более того, оба они сейчас являются соответчиками в деле по иску ФГВФЛ, требующем солидарного взыскания с контролеров «Таврики» более 2,6 млрд грн нанесенного ущерба. Что же касается «Аспект-Профи» и «Бизнестерра», они оформлены на некую Нину Шмелеву, которая ранее была учредителем строительной компании «Дивобуд» – одной из компаний, с помощью которых, по мнению следствия, были выведены средства из все того же банка «Таврика».

Возможно, на этом все бы и закончилось, но у Сбербанка оказалось другое мнение. В марте 2019 года хозсуд Киева удовлетворил его заявление и признал результаты аукциона по продаже имущества КЮЗ недействительными. А в ноябре 2019 года это решение оставил в силе Верховный суд. Так что наложенный сейчас арест является продолжением указанного процесса, результатом которого может превращение отчужденного имущества в ликвидационную массу КЮЗ.

Необходимость ареста была обоснована тем, что активы завода собирались снова перепродать – они были заложены третьим лицам, которые обратились в суд для взыскания предметов ипотеки. Осенью 2019 года ответчики признали свои обязательства, после чего был открыт ряд исполнительных производств и опубликованы объявления о продаже имущества на сайте ГП «СЕТАМ». «Продажа имущества АО «КЮЗ» на публичных торгах в порядке, установленном для исполнения судебных решений, сделает невозможным возвращение указанного имущества в ликвидационную массу банкрота», – пояснили в Сбербанке свою инициативу.

На фото – Валерий Хорошковский


Успех украинской «дочки» российского банка на судебном поприще можно объяснить тем, что у него появился влиятельный куратор. Как сообщал «ОЛИГАРХ», этот неофициальный статус приписывается миллиардеру Валерию Хорошковскому (его юрист Ярослав Порохняк в 2018 году стал советником главы правления украинского Сбербанка). Источники «ОЛИГАРХА» указывают, что люди Хорошковского фактически контролируют всю работу в Сбербанке по возврату проблемной кредиторской задолженности, и в том числе, занимаются кейсом Цюпко.

Хорошковский неплохо чувствовал себя при президенте Порошенко, и, по некоторым данным, еще лучше – при президенте Зеленском. Так, в прошлом году журналисты зафиксировали визит Хорошковского в Офис президента, где у него была встреча с новым главой государства. «С господином Хорошковским я действительно встречался на Банковой. Я этого не скрываю. К нему был один, очень серьезный вопрос – и этот очень серьезный вопрос мы с ним обсуждали. Я не могу пока сказать, какой», – так витиевато Зеленский описал встречу с экс-главой СБУ времен Януковича. Но ряд источников предположил, что предметом того разговора мог быть переход украинского Сбербанка под контроль Хорошковского.

Напечатать
Егор Кажанов
Владислав Боровиков
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Віктор Пінчук програє Федору Закусило війну за «Укргазвидобування»

Державна газовидобувна компанія, судячи з усього, не проти такого розвитку подій: присутність конкурента із США, що торгує китайським товаром, дозволяє суттєво збивати ціни українського монополіста «Інтерпайп»

Микола Злочевський підкрадається до Генпрокуратури

Скандальний екс-міністр екології часів Януковича, який погорів на спробі дати хабар на суму $5 млн керівництву НАБУ та САП, схоже, продовжує таємно скуповувати елітну нерухомість в Києві - втому числі на гроші, «зекономлені» на сплаті…

“Деолігархізація” від Офісу президента: Як перші п’ять олігархів втрачають ключові…

В Офісі президента ухвалено рішення "розібратися" зі "старими олігархами" — відразу проти п'яти учасників верхніх позицій рейтингів найбагатших українців ведуться кримінальні провадження, арештовуються активи і передаються під управління…
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.