Нардеп от монокоалиции Максим Павлюк предлагает законодательные поправки, которые выведут химический бизнес Фирташа и энергетический Ахметова из под санкций Антимонопольного комитета
31 января нардеп от “Слуги народа” Максим Павлюк зарегистрировал законопроект “Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно конкурентно-антимонопольной реформы”. 4 февраля документ был отправлен в профильный комитет по вопросам экономразвития. Он является альтернативным аналогичному проекту с точно таким названием, который продвигает коллега Павлюка Роксолана Пидласа.
Документ последней комплексно перестраивают работу АМКУ в части изменения подотчетности, изменения территориальных органов, назначения уполномоченных и т. п. В пояснительной записке к своему законопроекту Павлюк указывает, что проект Пидласы неоправданно усиливает АМКУ, тогда как его – направлен наоборот на встречу бизнесу. В этом направлении Павлюк предлагает сделать как минимум два ключевых шага: увеличить процент, определяющий монопольный статус с нынешних 35 до 40% и отказаться от начисления пени, которая сейчас составляет 1,5% за каждый день неуплаты штрафа (но не больше размера самого штрафа).
Максим Павлюк – племянник Ильи Павлюка, которого журналисты называли “контрабандистом западной таможни”. В 2010-2012 годах Калетник возглавлял Государственную таможенную службу, и Павлюк, по данным “Зеркала недели”, ненадолго стал одним из главных “решал” на таможне. “Павлюк решает вопросы по перемещению грузов через таможенную границу Украины. Кто-то называет это импортом, кто-то – контрабандой в особо крупных масштабах”, – писал в 2011 году журналист Юрий Бутусов и упоминал Павлюка как “короля западной контрабанды”.
По данным расследования Bihus.info, в ходе предвыборной кампании “Слуги народа” он отвечал за финансы и координацию работы региональных штабов, и смог, по некоторым данным сколотить группу из трех десятков нардепов, которые ориентируются на него – помогли его связи по “95 кварталу” с Зеленским.
Большой политической ошибкой Павлюка стало сближение с Ринатом Ахметовым, говорили в конце 2019 года собеседники “Лиги” в руководстве “Слуги народа”. “Тригубенко взял у Рината (Ахметова – “ОЛИГАРХ”) денег, и они с Павлюком раздали депутатам планшеты с анализом законов. Но почему-то это касалось только законов, которые были невыгодны Ахметову. Яркий пример: законопроекты №2233 о рынке электроэнергии и №1210 о повышении ренты на руду”, – рассказал LIGA.net один из заместителей главы фракции СН. У Ахметова есть свои счеты с АМКУ, но они не такие критические, которые могут быть решены поднятием порога определения монополиста с 35 до 40%: на всех ключевых для Ахметова рынках он намного больше.
Куда больше от правок Павлюка выиграет другой олигарх – Дмитрий Фирташ, которого можно считать земляком Павлюка: Фирташа родился в Тернопольской области, но значительную часть жизни прожил в Черновицкой области: в конце 80-х Фирташ устроился водителем в пожарной части Черновицкой обувной фабрики.
5 сентября 2019 года АМКУ принял решение принудительно разделить группу Ostchem Дмитрия Фирташа (объединяет химзаводы в Северодонецке, Черкассах, Ровно и де-факто контролирует государственный “Сумыхимпром”) в части производителей азотных минеральных удобрений и оштрафовать их трейдера “НФ Трейдинг Украина” на 107 млн грн. Такое наказание было вынесено в рамках расследования о злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке первичной реализации азотных минеральных удобрений в течение 2014-2017 годов.
“К сожалению, свои доводы и свою позицию придется теперь доказывать в будущем судебном споре с Антимонопольным комитетом, хотя мы не являемся сторонниками таких методов коммуникаций с регуляторными органами. Решение о законности в этом деле будет принимать суд”, – прокомментировал управляющий директор Group DF Борис Краснянский.
В конце 2019 года “НФ Трейдинг” подал иск в Хозсуд Киева и он находится на этапе подготовительного заседания. Химзаводы в свою очередь подали отдельный иск, опротестовал необходимость принудительного разделения. Теперь, похоже, у Group DF действительно появилась альтернатива такого “метода коммуникаций с регуляторными органами”.
Если правки Павлюка станут законом, все дело АМКУ против Фирташа посыпется как карточный домик. Во-первых, наказывая Ostchem, АМКУ насчитал долю группы в 35,45% рынка, что всего на 0,45 процентного пункта выше текущего порога. Во-вторых, начав суды, “НФ Трейдинг Украина” за каждый день просрочки получает 1,5 пени. Эта проблема актуальна практически для всех оштрафованных: никто не платит штрафы сразу после вынесения вердикта, и идут доказывать неправоту комитета в суды, а пока те длятся размер долгов за счет пени растет, как это прямо сейчас происходит не только Ostchem, но и, например, с табачными компаниями, оштрафованными в 2019 году на 6,5 млрд грн. Без пени судебный процесс становится для компаний спокойным времяпровождением: он может длиться годами и нарушители могут не переживать, что их долг потенциально растет с каждым днем.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»