Как президент испортил «Привату» план поглощения бизнеса Виталия Кропачева
Отечественные горняки оказались наконец услышанными центральной властью. Вчера на совещании работников угольной отрасли президент Владимир Зеленский в ответ на жалобу о невыплате зарплат заявил о намерении передать соответствующий сигнал правоохранительным органам. «Кропачев – аферист?” Я услышал. Информацию передам, пусть органы разбираются», – заявил гарант Конституции.
В президентский период Петра Порошенко Виталий Кропачев являлся так называемым неофициальным куратором государственной угольной промышленности. Пожаловаться на него президенту Зеленскому решили присутствовавшие на упомянутом совещании сотрудники углеобогатительных фабрик «Украина», «Россия» и «Мирноградская». Все три этих предприятия контролируются ООО «Укрдонинвест» Кропачева, и работникам всех трех уже полгода не платится зарплата.
Долги перед своей же командой Виталий Кропачев сформировал не по своей инициативе – а как следствие производственного упадка своего бизнеса. Старт этому процессу был дан еще летом прошлого года, когда статус «смотрящего» за углепромом перешел к донецкому бизнесмену Виталию Белякову, которого пресса называла человеком, близким к группе «Приват» Игоря Коломойского. Но вне зависимости от причин, сейчас, когда президент Зеленский официально объявил о намерении «спустить собак» на Кропачева, ситуация выглядит так, будто хозяин «Укрдонинвеста» вообще находится на грани краха. Но все не так однозначно.
На вчерашней встрече с горняками Владимир Зеленский поручил создать Координационный центр по трансформации угольной отрасли, назначив его главой вице-премьер-министра Дениса Шмыгаля.
«Кабмин должен создать координационный центр по трансформации угольной отрасли во главе с вице-премьером Денисом Шмыгалем. Обязательно включить в состав представителей угольных предприятий, местных властей, губернаторов, соответствующих областей», – заявил президент.
Шмыгаль является выходцем из группы ДТЭК (в 2018 г. возглавлял Бурштынскую ТЭС «Западэнерго»), поэтому пресса тут же взялась выпячивать этот факт, намекая на то что вице-премьер является человеком Рината Ахметова. Но это не так. По данным «ОЛИГАРХА», Шмыгаль входит в вертикаль первого замглавы Офиса президента Сергея Трофимова, который в свою очередь является членом команды Зеленского.
Эта связь говорит о том, что новоиспеченный глава «угольного координационного центра» будет четко следовать президентскому видению развития углепрома, а оно уже есть.
«Должен быть гарантированный рынок сбыта угля. Этот рынок сбыта – украинские ТЭС. Второе: государство должно защитить украинский уголь. Нужен долгосрочный энергетический баланс. Нужно понять, сколько угля нам нужно на следующие 10 лет. О каком импорте можно говорить, если страны, из которых мы импортируем, не пускают нас на свои рынки. Поэтому сначала наш уголь, наши шахтеры, наша электроэнергия. Если какую-то марку у нас не добывают, то только тогда мы можем начинать обсуждать вопросы импорта», – заявил вчера Зеленский, дав прямое поручение Минэкоэнерго на ограничение импорта угля и электроэнергии.
Это задание без преувеличения открывает второе дыхание отечественному углепрому. Дело в том, что последние полгода крупнейший потребитель государственного угля – госкомпания «Центрэнерго» переориентировалась на закупки черного золота в России. Это решение было оформлено под видом «экономической целесообразности», но привело к тому, что сейчас на складах госшахт скопилось около 300 тыс т угольной продукции. Теперь, когда по решению президента «Центрэнерго» снова вернется к закупке отечественного ресурса, проблему сбыта для местных горняков можно считать решенной, а вместе с ними – и проблему долгов перед шахтерами, из-за которой без зарплаты чуть не остался весь Кабмин. Но вместе с рядовыми украинцами свое состояние поправит и Виталий Кропачев.
Дело в том, что вышеупомянутый отказ «Центрэнерго» от закупки угля у госшахт (в пользу российского ресурса) произошел как раз после того как эта энегогенерирующая компания вошла в орбиту влияния вышеупомянутого «проприватовского» Виталия Белякова. В свою очередь логика менеджеров Белякова строилась не на желании найти для «Центрэнерго» топливо подешевле, а на формировании производственной блокады для Виталия Кропачева.
Дело в том, что у шахт государственного сектора нет собственных мощностей по обогащению угля, и они исторически пользовались услугами трех вышеуказанных фабрик Кропачева – «Украина», «Россия» и «Мирноградская». Соответственно, когда госшахты встали, вместе с ними остановились и фабрики «Укрдонинвеста».
По данным источников «ОЛИГАРХА», этот прием экономического удушения оппоненты Виталия Кропачева применяли с целью заставить его продать свои углеобогатительные активы. Но сейчас, когда Владимир Зеленский поручил вернуться к закупкам отечественного ресурса, реализация этой стратегии становится невозможной.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»