Исполнительный директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко довольно жестко отреагировал сегодня на одно из недавних интервью Андрея Фаворова, занимавшего до недавнего времени в НАК пост директора по интегрированному газовому бизнесу, сообщает “ОЛИГАРХ”. При этом оппоненту он припомнил и возможности супруги, и несоблюдение карантина, а также напомнил Коболеву и правоохранительным органам о необходимости привлечения Фаворова к ответственности.
“Бывший топ-менеджер Нафтогаза Фаворов дал интервью журналистам, – начинает свой пост в Фейсбук Юрий Витренко. – Ну может, не совсем журналистам, и не совсем интервью – поскольку речь идет об интернет-сайте, который принадлежит его жене. Но это неудивительно – ведь на настоящем интервью, независимые журналисты задавали бы ему о его ответственности за рекордное падение добычи, ухудшение финансовых показателей, потери доли конкурентного рынка, конфликта интересов и обоснованных подозрений в мошенничестве”.
Содержащиеся в этом интервью обвинения Витренко в его адрес называет “полностью лживыми” и добавляет, что “когда «интервью» начали раскручивать, решил все же защитить свою репутацию”, отмечая, что “я прекрасно понимаю, что ненаказанное зло порождает еще большее зло. Но привлекать Фаворова к ответственности должен Коболев и Наблюдательный совет Нафтогаза, не говоря уже о правоохранительных органах. Я могу только показать еще раз, где он говорит неправду”.
“Начну с главного – падение добычи при нем, – продолжает Юрий Витренко. – Когда он пришел в Нафтогаз, то рассказывал, какой молодец Олег Прохоренко, который до этого отвечал за добычу, и пообещал увеличивать добычу, причем в последнюю очередь на новых лицензиях. Тогда Фаворов еще вспоминал, что он «в качестве эксперта», видел значительный потенциал для роста добычи, и называл «преступлением» зависимость от импорта газа.
Но очень скоро после его прихода добыча начала падать. Сначала Фаворов и Ко пытались это скрыть, почти полгода публикуя данные о росте добычи. Манипуляция заключалась в том, что они делали сравнения с прошлым годом, а не показывали суточные данные с начала года, из которых было ясно видно падение. Даже в проспекте эмиссии евробондов продолжали рассказывать об увеличении добычи. Но потом падение было уже очевидным и в сравнение с прошлым годом. Тогда настал черед другой манипуляции – давайте смотреть на объемы товарного газа, а не валовые объемы. Не хочу здесь проводить дискуссию является более правильным. Главное, что Фаворов начал об этом говорить после падения, а не до. При этом, даже если смотреть на объемы товарного газа, то при Фаворове они упали, а при Прохоренко выросли на тот же миллиард кубов в год, что и объемы валового газа”.
“Я не перестаю удивляться, как Фаворов на черное говорит белое, – признается Витренко. – Под его руководством, в 2019 году, официальные данные показывают падение даже объемов товарного газа на 200 млн куб, а он говорит, что он “сохранил добычу товарного газа на том же уровне”. Эти же данные показывают, что когда пришел Прохоренко в 2015 году добыча товарного газа составила 12,8 млрд, а в 2018 году – 13,8 млрд, то есть на 1 млрд куб в год больше. А Фаворов говорит, что добыча не был увеличена”.
Витренко “разоблачет еще одну манипуляцию Фаворова”, заявляя: “В последнее время он активно создавал впечатление, что изменил приоритеты – от увеличения добычи, к более эффективному использованию денег, то есть фокус на экономическую эффективность. И этим вроде выгодно отличается от предшественников, которые слишком много денег вкладывали в добычу. По экономической эффективности я уже объяснял, что он просто безграмотно ее анализирует. Но есть более простой и красноречивый факт – в 2019 году капитальные вложения в “Интегрированный газ”, сферу ответственности Фаворова, увеличились на 2.5 млрд грн по сравнению с 2018 годом, а не уменьшились! При этом, операционные денежные расходы УГВ в 2019 году также существенно выросли: на 8.3 млрд грн без учета уплаченного налога на прибыль. Это больше чем увеличение капитальных инвестиций. То есть Фаворов денег потратил больше предшественников, а добычу провалил. и настоящими причинами провала была некомпетентность руководства, в том числе вызванные этим вынужденные простои большого количества рабочих. для сравнения – в 2019 году та же Укрнафта, которая тоже работает на истощенных месторождениях, но имеет несравненно меньше возможностей для инвестиций, увеличила добычу газа на 7,5%”.
Витренко ответил и на обвинения Фаворова в свой адрес относительно крышевания приписок: “Во-первых, “приписками” Фаворов называет увеличение разницы между объемами товарного и валового газа. Как я уже объяснил выше, даже если смотреть на объемы товарного газа, как того хочет Фаворов, то по сути картина не меняется – при Фаворове падение, при его предшественнике – рост.
Во-вторых, Фаворов “бьет в штангу” с обвинениями в мой адрес – эти “дописки” если и имели место, то в декабре 2018 – январе 2019 года, то есть когда я уже не был “куратором” Укргаздобычи. В это время за Укргаздобычу уже отвечал Фаворов. Как говорят, в расследовании главное не выйти на самого себя. Фаворов именно это и сделал.
Ну и в-третьих, я никогда не управлял “Укргаздобычей”, в отличие от того же Фаворова. Я “координировал” его деятельность, что означает очень ограниченные полномочия. Формальным и реальным руководителем “Укргаздобычи” был Олег Прохоренко, начальником которого был не я, а Коболев. И проверять “Укргаздобычу” должен был не я, а внутренний аудит, который подчинен вообще Наблюдательному совету. Удивительно, что этого не знает Фаворов. Или знает, но непорядочно обвиняет меня в бреду, вместо того, чтобы обвинять Прохоренко, Коболева и Наблюдательный совет (и это если вообще есть основания для таких обвинений). При этом замечу, что я не избегаю ответственности за “координацию” деятельности Укргаздобыча. И могу отчитаться, как помог команде Прохоренко увеличить добычу газа (как валового, так и товарного) на 1 млрд куб в год”.
Витренко отвечает и на другие обвинения Фаворова, среди прочего констатируя: “похоже, что Фаворова задел мой тезис о его слишком «комфортных» отношениях с группой Фирташа. Мне приходит много сообщений о том, как при Фаворове «сливали» интересы Нафтогаза в пользу компаний Фирташа. Но даже из самого «интервью» это видно. Ранее Фаворов говорил в интервью, что облгазы Фирташа должны только транспортировать газ, а Нафтогаз должен выходить на прямые поставки населению. А здесь уже у Фаворова облгазы Фирташа (РГК) превращаются из паразитирующих посредников в “крупнейшего потребителя» газа”.
Ниже мы приводим пост Юрия Витренко в полном объеме, но хотим заметить. то оппонента он упрекнул еще и в нарушении карантина, вызванного пандемией коронавируса: “Интервью” Фаворова начинается с того, что он рассказывает, как он летал на вертолете с инструктором. А как же карантин? Или он для не для “избранных”, а Фаворов может не только его нарушать, и со своей вершины об этом рассказывать, чтобы утверждать у людей чувство справедливости?”.
Как сообщалось ранее, Витренко победил техническим нокаутом
Павел Полтавченко«ОЛИГАРХ»