Министерство энергетики избавляется от «комплекса социализма»
Всего месяц назад глава энергетического ведомства Ольга Буславец получила заместителя по угольной отрасли. Как сообщал «ОЛИГАРХ», им стал известный в горняцкой среде Александр Зорин. Его пресса относит к группе влияния совладельцев энергогенерирующей компании «Донбассэнерго» Максима Ефимова и Эдуарда Бондаренко. Другие источники «ОЛИГАРХА» утверждают, что Зорин является апологетом ценностей группы «Приват» Игоря Коломойского.
Но какая бы из версий не соответствовала действительности, однозначен главный факт: Александр Зорин активно включился в работу и уже скоро участники угольного рынка почувствуют готовящиеся изменения на себе.
Первое, что уже можно утверждать однозначно – это решение Министерства энергетики отказаться от идеи объединения государственных угольных шахт под единой крышей. Речь идет о проекте «Национальная угольная компания» (НУК). Как сообщал «ОЛИГАРХ», созданием этой структуры занялось еще правительство Владимира Гройсмана.
Но тогда довести план до конца не удалось из-за внутреннего кулуарного противостояния тогдашних фаворитов угольного сектора – Игоря Насалика, возглавлявшего Минэнерго, и Виталия Кропачева, занимавшего неофициальный пост куратора госшахт.
Противостояние между ними привело к тому, что «Национальная угольная компания» была учреждена только как юридическое лицо, но ее уставный фонд так и не был наполнен целостными имущественными комплексами шахт – те так и остались во владении профильных угольных объединений, имеющих статус ГП.
В течение первого года президентства Владимира Зеленского НУК существовала в «спящем состоянии». Но появление в Минэнерго угольного заместителя не оживило, как ожидалось, этот проект, а поставило на нем точку. «Это предприятие не будет управлять шахтами потому что они не будут ему переданы. Забудьте про эту идею», – говорит источник «ОЛИГАРХА».
По его данным, это решение не выльется в физическую ликвидацию «Национальной угольной компании» – она продолжит существовать на бумаге, но только потому что никто не хочет тратить силы на проведение соответствующего решения на Кабмин.
У отсутствия интереса к дальнейшей судьбе НУК есть и вторая причина. Она вытекает из самого же отказа от идеи объединения государственных шахт под единым началом. «Все государственные шахты будут выставлены на продажу. Сейчас ведется соответствующая работа», – говорит наш собеседник.
Для рядовых горняков эти намерения как бальзам на душу потому, что они хорошо помнят планы предыдущего хозяина кабинета на ул. Хрещатик, 30, Алексея Оржеля. Тот прямо рекомендовал шахтерам искать другую профессию, неприкрыто намекая на планы по полномасштабному закрытию угледобывающих предприятий.
План команды Ольги Буславец выглядит цивилизованнее. По данным редакции, он подразумевает разделение госшахт на несколько групп. Одна из них будет сформирована из предприятий, имеющих перспективы производственного развития. «Это шахты с крупными запасами и положительной экономикой добычи. Например, «Южнодонбасская №3», – говорит источник «ОЛИГАРХА».
Борьба за шахты «первой категории» будет нешуточная потому что среди них будут и производители продукции, которая является основным источником топлива для государственной «Центрэнерго». Но эту бочку оптимизма огорчает ложка плохих новостей. Речь идет о второй категории, которая будет наполнена шахтами «низкой ликвидности». «Это предприятия с исчерпанными залежами или со сложной геологией, которые делают добычу нерентабельной», – говорит источник.
Он также добавил, что сейчас рассматривается возможность установки на такие предприятия символической стартовой стоимости на приватизационных конкурсах в размере 1 или 100 грн. Но в условиях сегодняшних экономических реалий практически никто не верит в то, что эти торги закончатся продуктивно, а с этого ракурса готовящаяся продажа неликвидных шахт больше похожа на попытку переноса ответственности.
Ведь если убыточная шахта не будет приватизирована, она обречена на сценарий имени Оржеля – ликвидацию. Только формально это уже будет выглядеть не как субъективный министерский приказ, а как объективное решение рынка.
Владимир Комаров
«ОЛИГАРХ»