Команда Андрея Коболева решила довести до конца идею разделения «Укрнафты»
«Надеемся, что через несколько месяцев мы сможем сказать, что вся группа «Нафтогаз» на 100% принадлежит государству, и другие частные акционеры и их интересы вышли за пределы группы», – заявил на днях глава правления НАК «Нафтогаз Украины».
Таким образом, Андрей Коболев прокомментировал приснопамятные планы о разделении активов ПАО «Укрнафта». Этой идее уже больше двух лет, но за это время она так и не перешла из стадии разговорного жанра в процесс прикладной реализации. На что было потрачено это время? Точно не на изменение самой модели развода: как все начиналось с мысли о разделении «Укрнафты» на газовый и нефтяной блоки, так же все остается и сегодня.
Выкупить эти бизнесы по отдельности должны соответственно государственный акционер «Укрнафты» «Нафтогаз» и частный в лице оффшоров группы «Приват». Автором этой идеи был тогдашний исполнительный директор НАК Юрий Витренко. Выглядел план здраво потому что давал надежду на прекращение многолетней работы полугосударсвтенной компании на благо группы «Приват». Но год спустя сам же архитектор разделения признал свою идею недееспособной.
«Когда я предлагал эту идею, я не подозревал глубину проблемных вопросов вокруг «Укрнафты». Стало очевидно, что проблемы «Укрнафты» не решаются, потому что нет политической воли. То же разделение активов требовало решений Кабмина, которые он не хотел принимать. Есть еще проблема «Укртатнафты». Это единственный НПЗ в стране, то есть проблема вертикальной интеграции. Плюс есть проблема старых долгов за газ, который «Укрнафта» добыла, поставила в систему «Укртрансгаза» и не получила за него ни копейки. Сейчас идея разделения «Укрнафты» между ее акционерами уже неактуальна», – говорил в прошлом году Юрий Витренко.
Примерно тогда же в «Нафтогазе» развивали тему равноправия: мол, «Укрнафта» стала работать на две группы акционеров (а не только на «Приват»). Это воспринималось как попытка снять напряжение вокруг проблемного вопроса, но в эти заверения и тогда верилось с трудом. А сейчас и тем более.
«Мы очень надеемся, что на следующей неделе законопроекты будут заслушаны. Они позволят нам зачистить проблему со старыми долгами и подойти к разделению активов «Укрнафты», – анонсировал Коболев решение «Нафтогаза» вернуться к первоначальному плану, свидетельствующее о том, что отношения между «Приватом» и НАК в проекте под названием «Укрнафта» все-таки искрят.
О каких законопроектах речь? Это №3004-а и №3005-а, которые подразумевают цепочку финансовых решений. Так, планируется, что из специального фонда госбюджета «Нафтогазу Украины» будет выделено 32,2 млрд грн. компенсации (за возложение на нее Кабмином спецобязательств по продаже газа населению и ТКЭ по заниженной цене).
«Сначала «Нафтогаз» получает эти 32,3 млрд грн, признает эту компенсацию как доход, на который будет начислен налог на прибыль в размере 5,8 млрд грн. После «Нафтогаз» должен заплатить «Укрнафте» долг за 2,06 млрд куб. м газа, поставленного в 2006 году (15,1 млрд грн), и авансовый платеж за газ будущей добычи (24,1 млрд грн)», – пояснил один из пяти авторов законопроектов от «Слуги народа» Сергей Нагорняк.
Он же заявил, что эти деньги на счетах у «Укрнафты» долго не задержатся. Потому что эти же законопроекты подразумевают погашение нефтедобывающей компанией 10,4 млрд грн. своих налоговых долгов, 8,7 млрд грн штрафов за несвоевременную уплату. На выходе планируемый взаиморасчет «всех со всеми» приведет к зачистке «Укрнафты» от основных долгов, а это открывает дорогу к началу процесса разделения ПАО на газовые и нефтяные блоки.
Но как не превратить деление в такой близкий среднестатистическому украинскому бизнесмену дерибан, вопрос, на который не дают ответа ни упомянутые законопроекты, ни возлагающий на них надежду «Нафтогаз».
Дмитрий Якимец
«ОЛИГАРХ»