Подземный проект Александра Януковича получил вторую жизнь
3 декабря Верховный суд Украины оставил в силе решение Донецкого окружного административного суда от 24 декабря 2019 г. и постановление Первого апелляционного админсуда от 19 мая 2020 г. Таким образом, окончательно и бесповоротно было зафиксировано поражение Государственной службы геологии и недр Украины в схватке с ООО «Шахта 1-3 «Новогродовская».
В судах всех трех инстанций геологическое ведомство настаивало на необходимости аннулирования специального разрешения на пользование недрами №5615, выданного оппоненту 25 июля 2012 г. Исковые требования мотивированы тем, что предоставленный ответчику для разработки участок недр выделен в границах поля действующей государственной шахты «Новогродовская», которая является обособленным подразделением ГП «Селидовуголь».
«Истцом было предложено ответчику предусмотреть меры по совместному пользованию горными выработками с целью установления ответственности каждого из пользователей недр, что обеспечило бы полное и наиболее рациональное извлечение из недр запасов полезных ископаемых», – говорится в материалах дела.
Для ООО «Шахта 1-3 «Новогродовская» такое тогдашнее предложение было как счастливый лотерейный билет потому что оно было как раз меньшим из зол – на другой чаше весов стоял риск аннулирования лицензии.
Но почему тогда коммерческая компания не пошла по пути наименьшего сопротивления?
Все дело в несвоевременно сформированном предложении. Вопрос про упомянутые «меры по совместному пользованию горными выработками» был поднят Госгеонедрами еще в 2014 г. Тогда эта компания продолжала оставаться близкой основателю «Мако» Александру Януковичу, но при этом к тому времени его отец, экс-президент Украины Виктор Янукович уже был лишен административного ресурса.
Отпираться от причастности к ООО «Шахта 1-3 «Новогродовская» клану Януковичей было бесполезно. Основателем этой компании являлся Александр Сичинава, возглавлявший наблюдательный совет Всеукраинского банка развития (ВБР) Александра Януковича. Поэтому главный вопрос, который интересовал «Семью» после революционных событий 2014 г., это не переговоры с госшахтой «Новогродовская» о сосуществовании, а как можно более скорый выход из этого проекта.
Сначала на роль нового куратора ООО «Шахта 1-3 «Новогродовская» претендовал Виталий Кропачев, но даже на пике своей влиятельности, которая пришлась на президентство Петра Порошенко, он не смог договориться с продавцом и сделка сорвалась.
И в итоге новым владельцем компании стал выходец из группы «Механик» донецкого бизнесмена Виктора Вишневецкого Валерий Атанов.
Участники угольного рынка назвали его представителем интересов Эдуарда Бондаренко – главы энергогенерирующей компании «Донбассэнерго», которая в минувшем году перешла от структур Александра Януковича к депутату Верховной Рады от БПП Максиму Ефимову. Тогда же Ефимов назвал Бондаренко своим младшим партнером.
Источники «ОЛИГАРХА» уже тогда объясняли интерес Ефимова к шахте «Новогродовской» производственной необходимостью. Речь о том, что это предприятие способно ежегодно добывать более 700 тыс. тонн угля марки «Г», который используется для производства электроэнергии компанией «Донбассэнерго» – другого крупного предприятия, которое Ефимов купил у Януковичей.
«Ищем все возможные способы, чтобы себя обеспечить топливом. В том числе сжигаем и внутренний ресурс – мы научились частично сжигать украинский уголь марки «Г», – публично заявлял Эдурард Бондаренко. И если в 2018-м, когда была произнесена эта фраза, она выглядела как «намерение», то в свете принятого сейчас Верховным судом Украины решения, это уже свершившийся факт: группа Ефимова-Бондаренко стала независимой от внешних поставок ресурса.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»