Александр Ярославский позиционируется едва ли не главным филантропом в Харькове. Но оглядываясь на его профеcсиональный путь, корректнее говорить, что в первую очередь бизнесмен олигарх, а первое правило бизнеса – личное обогащение. В достижении этой цели самый эффективный инструмент олигарха – наличие влияния на власть.
В последние месяцы Ярославский часто делится с общественностью своими грандиозными планами. Преимущественно о том, как он вернет в Харьков большой футбол и возродит некогда славный харьковский “Металлист”, обанкротившийся пять лет назад. Но есть большие риски, что разговоры про возрождение харьковского клуба – это элемент игры на местную публику.
На самом деле надвигающиеся перемены в городской власти открывают перед Ярославским перспективы, выходящие далеко за пределы футбольного поля. И эти перспективы особых изменений харьковчанам не принесут, ведь бизнесмен болеет за деньги, а не за счет на табло стадиона.
Впрочем, совсем недавно для Ярославского все было совсем не так радужно. До 2020 года у него был затяжной и серьезный конфликт с тогдашним мэром Харькова Геннадием Кернесом. Сила авторитета Геннадия Адольфовича и доверие к нему со стороны избирателя не оставляли Ярославскому иллюзий, что он может влиять на решения мэра. При этом сам Кернес четко указывал на место и роль Ярославского в Харькове. “Я с Александром Владиленовичем стою по разные стороны. Я работаю в интересах территориальной общины, а он приумножает свое состояние”, – заявлял Кернес, объясняя, что как бы не пытался харьковский миллиардер казаться социальноориентированным, никуда не делся его инстинктивный ориентир на использование ресурсов города для наращивания капитализации своей империи. И примеров этому много.
Как у Ярославского с выгодой для него “отжали” “Металлист”
Ярославский всегда подчеркивал, что ФК “Металлист” для него проект исключительно дотационный, куда он вкладывает большие деньги только ради того, чтобы порадовать свое болельщицкое сердце и конечно же харьковчан. А продать клуб в 2012 году он был вынужден практически за бесценок и только из-за беспрецедентного политического давления, которое на него оказывала преступная власть Януковича в лице Сергея Курченко. По сути, по словам Ярославского, “Металлист” у него, выражаясь языком современной элиты, “отжали”, а потом угробили.
Впрочем, так ли это на самом деле – вопрос, как минимум, спорный. Тот же Кернес, прямо заявлял, что сделка по продаже “Металлиста” была для Ярославского выгодна. “Ярославский просто любит деньги и давно готовил сделку по продаже “Металлиста”. Он продавал партнеров, продавал бизнес, продавал все”, – заявлял Кернес. В то же время известно, что сделка готовилась достаточно долго, был проведен детальный аудит клуба и его активов, что никак не согласуется с публичным оценочным суждением о “бандитском отжиме”.
Да и сумма, которую получил Ярославский за “Металлист” до сих пор точно неизвестна. Называть ее бизнесмен отказывается, ссылаясь на конфиденциальность контракта, говоря только, что «получил меньше 300 миллионов долларов». При этом, по словам Александра Ярославского, за 7 лет он вложил в “Металлист” около 270 млн. долларов. Учитывая, что футбольный клуб формирует не только расходы, а и приносит деньги (например, от продажи футболистов, сдачи в аренду спортивных объектов, продажи символики, прав на телетрансляции), сделка совсем не выглядит грабительской для Ярославского.
Что касается утверждений олигарха о полной убыточности для него “Металлиста”, то и здесь обращает на себя внимание ряд любопытных моментов. Благодаря харьковскому футбольному клубу, Ярославский принял самое активное участие в подготовке города к Евро-2012, что позволило ему приобрести часть спортивной инфраструктуры города. Так, Ярославскому принадлежала часть стадиона “Металлист” – подтрибунные помещения северного и южного секторов, VIP-ложа, подвалы и ряд других объектов. Учитывая, что стадион – это объект целостный, и использовать его по целевому назначению частями невозможно, то получилось, что, не покупая весь стадион, Ярославский получил своеобразный “контрольный пакет” в его целостном имущественном комплексе. А в результате это дало ему возможность зарабатывать на городском активе.
Сейчас Ярославский активно продвигает возрождение “Металлиста”, используя в качестве инструмента для этого отношения с и.о. мэра Игорем Тереховым. Для последнего реанимация “Металлиста” имеет свой резон – это сильный предвыборный пиар.
Взятый Александром Владиленовичем курс дает ему возможность вернуть свои активы, но при этом как минимум отложить в долгий ящик возврат почти миллиард долга “Металлиста”, ведь его можно «повесить» на город. Да и дружба с харьковской властью позволяет ему зарабатывать на не связанных с футболом и куда более выгодных проектах.
Кто помирил Ярославского с Кернесом и причем здесь Россия
Отдельное место в предпринимательской жизни Александра Ярославского занимает Россия и тамошние бизнесмены. В конце 2019 года Ярославский сумел помириться с Геннадием Кернесом. Примирение состоялось благодаря российскому бизнесмену харьковского происхождения Павлу Фуксу, который, проведя значительную часть жизни в Москве, вернулся в Украину в 2015 году и получил украинское гражданство. Репутация Фукса, как минимум, неоднозначная. Настолько, что в России он был заочно арестован по обвинению в мошенничестве. А в Украине его возвращение ознаменовалось скупкой брошенных при бегстве активов семьи Януковича, в том числе и того самого Курченко, который якобы “отжал” у Ярославского “Металлист”. Тем не менее, именно Фукс стал посредником между Кернесом и Ярославским. Именно благодаря посредничеству Фукса, 2020 год Ярославский и Кернес встречали вместе и конфликт между ними был исчерпан.
Что же касается других связей Ярославского с российским бизнесом, то их тоже достаточно. Большую часть своего бизнеса харьковский олигарх вел в партнерстве с россиянами, с многими из которых дружит с начала 90-х. Например, он не скрывал своей дружбы с Романом Абрамовичем, и плотных отношений с другим российским миллиардером Олегом Дерипаской.
Благодаря Ярославскому активное участие российский бизнес принимал в подготовке Харькова к Евро-2012. В частности, в том числе и на российские деньги строился пятизвездочный отель “Харьков Palace”. Также российский капитал участвовал в строительстве Харьковского аэропорта.
Но куда интересней российский след в индустриальных харьковских проектах, связанных с Ярославским. Показательная новейшая история с Харьковским тракторным заводом (ХТЗ), который этот бизнесмен в 2016 году купил у структур, близких к российскому олигарху Олегу Дерипаске.
После смены собственника, деятельностью этого завода начала активно интересоваться СБУ. Там обвинили гендиректора ХТЗ, назначенного туда окружением Ярославского, в подготовке к демонтажу оборудования литейных цехов с целью вывоза в Россию. Гендиректор был уведомлен о подозрении в подготовке к совершению диверсии и объявлен в розыск. Впрочем, со временем претензии СБУ были сняты, а Ярославский во время личной и публичной беседы с президентом Владимиром Зеленским в 2019 году во время представления Алексея Кучера губернатором заверил, что завод будет работать, если его не будут кошмарить спецслужбы.
Президент явно рассчитывал на Ярославского как на человека, который сможет восстановить харьковский промышленный потенциал. Но сделал ли он правительную ставку? На заводе им. Малышева, который Ярославский пообещал “взять на себя” на встрече с Зеленским, до сих пор огромные долги по зарплате.
Не россиянами едиными. Как Ярославский использует для бизнеса китайцев и турок
В последние годы Александр Ярославский включился в борьбу за контрольный пакет акций запорожской “Мотор Сичи”. Причем на стороне китайских инвесторов. Сделка по покупке акций предприятия была заблокирована СБУ еще в 2016 году как наносящая ущерб национальной безопасности. Купленный китайцами пакет фактически “завис”.
И вот летом 2020 года становится известно, что половину акций “Мотор Сичи”, за которые заплатил китайский инвестор, готов выкупить Ярославский. В начале нынешнего года он уже заявил, что является совладельцем “Мотор Сичи” совместно с китайцами, его командой было объявлено собрание акционеров и собрана менеджерская команда, которая должна была взять руководство предприятием на себя. Но: право собственности китайцев на контрольный пакет акций не подтверждено, а значит и продавать любую их часть они не имели права. Таким образом, действия Ярославского в этом проекте имеют как минимум первичные признаки рейдерства.
“Российский след” в китайской комбинации вокруг “Мотор Сичи” тоже просматривается. Россияне всегда были заинтересованы в покупке этого стратегического предприятия – завод им нужен, потому что производит в том числе комплектующие для российских военных вертолетов. Но после 2014 года по понятным причинам ни о какой покупке “Мотор Сичи” россиянами не могло быть и речи. Появления китайского инвестора было однозначно на руку Москве. А Ярославский так или иначе содействовал тому, чтобы этот инвестор вступил в полноправное владение предприятием несмотря на санкции украинских правоохранительных органов. Но не получилось.
Зато получилось в Харькове с турками. Группа DCH Александра Ярославского стала партнером турецкой компании Makyol, которая получила подряд на 96,2 млн грн на строительство дороги через рынок Барабашово в Харькове. Масштаб, конечно, не тот, что с китайцами на “Мотор Сичи”, но это был только первый шаг.
С компаниями Александра Ярославского связывают практически любую активность турецкого бизнеса в Харькове – не только строительство дорог, но и жилищное строительство, например. Причем участниками и победителями городских тендеров, являются компании Ярославского, а турки выступают в качестве партнеров.
Даже автобусы для общественного транспорта Харькова было решено покупать турецкие. Решение о покупке в прошлом месяце провел через горсовет вышеупомянутый и.о. мэра города Игорь Терехов. Правда, принято оно было задолго до вынесения на сессию – Терехов даже пытался сделать из этого пиар-акцию, съездив накануне в Турцию и сфотографировавшись на предприятии-производителе Karsan. 150 автобусов купят, еще 350 произведут совместно в Харькове. И, конечно, на ХТЗ. За произведенные автобусы заплатит тоже бюджет города.
Легкость, с которой турецким инвесторам под покровительством Александра Ярославского удается получать выгодные контракты с городской властью Харькова, нехотя подвешивает вопрос о возможном личном интересе у отдельных представителей власти в этих сделках.
Что же до Ярославского, то ему возможные коррупционные скандалы не страшны. Он не чиновник, а классический бизнесмен, который пользуется своим влиянием на власть, чтобы та принимала решения с учетом его интересов.
“Большой” COVID-19 и “Большое строительство” как бизнес-проекты Ярославского
Не брезгует Александр Владиленович зарабатывать даже на таком болезненном для харьковчан вопросе, как эпидемия COVID-19. Еще в 2020 году, когда коронавирус только появился в Украине, за бюджетные деньги массово закупалось все необходимое для противодействия вирусу. Именно Ярославский взял на себя, вместо губернатора Алексея Кучера, контроль над антикризисным штабом по борьбе с коронавирусом. Все это привело к громкому конфликту между Ярославским и губернатором. Ярославский жестко и публично критиковал Кучера, выставляя себя практически спасителем Харькова от коронавирусной «чумы».
Разумеется, большая часть бюджетных закупок для борьбы с COVID-19, а это кислородные концентраторы, аппараты ИВЛ, защитные средства и т.д., шли через компании, близкие к Ярославскому. И явно не без выгоды для него. Об этом публично заявлял и сам губернатор Кучер.
В тоже время огромная часть закупленного так и не была использована по назначению. Уже в апреле этого года, когда третья волна COVID-19 в Харькове поставила медицину на грань коллапса, а кислорода катастрофически не хватало, СМИ писали, что закупленные за бюджетные субвенции в 2020 году концентраторы не задействованы. Если это действиетльно так, то получилось, что бюджет фирмы-поставщики освоили, а как это оборудование используется, уже никому не интересно.
Ярославский, как и положено классическому олигарху, пытается влиять не только на местную власть, но и на центральную. В этом контексте примечательны его связи с замглавы Офиса Президента Кириллом Тимошенко. Именно Тимошенко публично защищал Ярославского во время его конфликта с Кучером и пытался их примирить.
Неудивительно, что у Ярославского сложилось плодотворное сотрудничество с Тимошенко как с куратором “Большого строительства” в вопросе освоения средств на дорогах. С некоторых пор компания “Автомагистраль-Юг”, которая входит в так называемый “дорожный картель” стала получать много подрядов на Харьковщине.
“Автомагистраль-Юг” имеет формальную регистрацию в Одессе, но офисы и производственные мощности расположены в Днепре, откуда родом Кирилл Тимошенко. По информации сайта “Наші гроші”, эта компания была одним из наибольших подрядчиков “Укравтодора” еще при Петре Порошенко и тогда “Автомагистраль-Юг” продвигали тогдашний и нынешний губернатор Днепропетровщины Валентин Резниченко и его советник Юрий Голик.
Тимошенко как пиарщик в свое время работал с Порошенко, а когда сделал карьеру в команде Зеленского, позвал себе на помощь в “Большое строительство” старого знакомого из Днепра Юрия Голика. И “Автомагистраль-Юг” становиться одним из фаворитов в освоении средств “Большого строительства”. Что касается Харькова, то Ярославский оказывает помощь “днепровцам” в заходе на местные ремонты и строительства дорог через свое влияние на и.о. мэра Игоря Терехова. И вряд ли стоит думать, что делает это бескорыстно.
Если соединять все элементы предпринимательской жизни Александра Ярославского в одно, и учитывать использование при этом административного ресурса, то он вполне подпадает под определение «олигарха», которым пользуется СНБО для составления соответствующего списка, деятельность участников которого должен регулировать закон, готовящийся к принятию в Верховной Раде. Более того, как давний и активный партнер российского бизнеса Ярославский и его компании могут попасть и в санкционный список тех, кто сотрудничает с Россией. В тот самый, где уже находятся компании Фукса – друга и партнера Ярославского. Впрочем, пока фамилия Ярославского ни в каких инсайдерских списках 13 олигархов не фигурирует.
Руслан Богданов«ОЛИГАРХ»