Как показало расследование «ОЛИГАРХА», украинские солнечные станции братьев Клюевых оказались проданы китайцам, а Ощадбанк, которому объявленные в розыск братья должны миллиарды гривен, фактически остался у разбитого корыта.
На днях состоялись две ключевые сделки в солнечном бизнесе Украины. 31 октября китайская государственная CNBM International Corporation стала собственником почти 100% акций ЧАО «Приозерное 2» (на эту компанию оформлена солнечная электростанция в Одесской области), а 2 ноября завершила сделку по покупке ЧАО «Нептун Солар» (станция в Вознесенском районе Николаевской области).
Продавцы – соответственно, голландская AhBolom B.V. и австрийская ACTIV Solar GmbH. Это две из десяти станций, расположенных в материковой Украине (еще ряд станций находится в аннексированном россиянами Крыму), которые были основаны братьями Сергеем и Андреем Клюевыми, находящимися сейчас в розыске.
Сделка растянулась на пару лет. CNBM, являющаяся одной из крупнейших государственных корпораций Китая, еще в 2015 году обратилась в Антимонопольный комитет Украины с просьбой согласовать покупку. Правда, формально владельцем всех станций стала специально созданная сингапурская фирма CNBM International Energy Pte Ltd. На рынке ходили слухи, что эта структура представляет также и интересы Клюевых, которые таким образом попытались избежать экспроприации активов в Украине.
К тому же, по данным «ОЛИГАРХА», китайцы в течении всего 2016 года так и не поменяли управленческую команду, которая осталась со времен Клюевых, довольствуясь только лишь корпоративными правами.
У Клюевых действительно давние и доверительные отношения с китайцами, которые еще в бытность Клюева-старшего вице-премьером Украины выдали под его бизнес товарный кредит на 160 млн. евро. «Китайцы – настоящие. Мы проверили реестр юрлиц Сингапура, там владелец 100% – фирма из Дубаев, которая на сайте китайской CNBM International указана как их собственность. И CNBM сейчас стала владельцами всех 10 станций в материковой Украине – в Одесской и Николаевской областях», – рассказал Игорь Тынный, владелец компании «Гидроэнергоинвест», также работающей на рынке альтернативной энергии.
Но, по его словам, проблема не в том, что станции купили китайцы, а в убытках государственных банков, которые они понесли из-за невозвращенных кредитов.
Как известно, государственный Укэксимбанк почти на 300 млн. евро прокредитовал Завод полупроводников Клюевых, а Ощадбанк – на 340 млн. евро (8,8 млрд грн по нынешнему курсу) – строительство их солнечных электростанций.
«Кредит выдавался под каждую станцию. Те, которые находятся в Крыму, остались с «висячим» кредитом, а те, что на материке, оказались «чистыми», и их смогли спокойно купить китайцы, которые теперь никому ничего не должны.
И в этой истории много вопросов. Например, такой: выдавая кредит любой пустышке, любой банк берет поручительство материнской компании. В таком случае, почему не было ни одного процесса против австрийского акционера – Activ Solar GmbH? Да, десятки станций – отдельные юрлица, но владелец-то был один, и у него могли отобрать акции украинских станций», – рассказал другой собеседник «ОЛИГАРХА» на энергорынке. Теперь же делать это поздно.
Упомянутая Activ Solar в феврале 2016 г. объявила о своем банкротстве (долги компании превысили полмиллиарда евро). Основным кредитором себя объявила CNBM, представители которой уже успели официально заявить, что к ним в счет долгов перешли украинские активы австрийской компании.
С 2014 года Ощадбанк»пытается вернуть деньги, требуя их с крымских активов Клюевых, и к началу 2015 года даже обзавелся дюжиной решений судов о праве на взыскание денег. Но эти попытки, учитывая то, что станции физически банку не доступны, изначально были обречены на неудачи. Банку пришлось изощряться, делая хорошую мину при плохой игре.
Например, в том же 2015 году госбанк перевел на себя контракты на поставку оборудования для солнечных станций, предназначавшегося структурам из орбиты Activ Solar. А в 2016 году пошел еще дальше, начав требовать деньги у ГП «Энергорынок», который задолжал пару миллионов гривен за электроэнергию крымским станциям за март 2014 года, а банк хотел перевести это право требования на себя. Но даже в таком, по-сути, мелочном споре, Ощадбанк ждала неудача: в октябре 2016 года он проиграл Высший хозсуд.
За восстановление справедливости взялись политики. Еще в 2015 года депутаты решили одним махом решить все проблемы, перекрыв канал сверхприбыли для тогда еще бизнеса Клюевых.
Летом минувшего года нардепы проголосовали за снижение на 44% тарифа (составлял ранее 46 евроцентов за кВт.ч ) для солнечных электростанций мощностью более 10 МВт (все станции ACTIV Solar).
Все бы ничего, если бы тариф не был понижен лишь только до конца 2016 года. И теоретически с 1 января 2017 года он не только вернется на прежний уровень, но даже вырастет, и будет выше, чем во времена Виктора Януковича. Это означает, что владелец станций будет получать на 150-200 млн. долларов больше, а платить за это будут другие участники энергорынка, делясь прибылью с «альтернативщиками» за счет своих доходов.
На прошлой неделе профильный топливный комитет проголосовал за то, чтобы оставить «обрезанный» тариф и на 2017 год. «Представитель CNBM International в знак протеста даже развернулся и ушел с комитета», – рассказал «ОЛИГАРХУ» один их свидетелей происходившего, называя это верным знаком того, что решение пройдет через парламент.
Что касается Ощадбанка, то ему не остается ничего другого, как зализывать раны и компенсировать потери отдачей с других фронтов. Например, с помощью введения комиссии при оплате коммунальных платежей во всех отделениях страны.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»