В ближайшее время с отечественной энергетической карты может быть стёрто имя легендарного газотрейдера – ЧАО «Укргаз-энерго». Руку к этому процессу приложила команда Андрея Коболева, с подачи которой это предприятие на днях угодило в процедуру банкротства.
Если запущенный процесс будет доведён до конца, ликвидация скандального газового трейдера обнулит шансы его хозяина Дмитрия Фирташа на взыскание с государства энергоресурса рыночной стоимостью свыше 20 млрд грн.
Производство по делу о банкротстве ЧАО «Укргаз-энерго», контролируемого компанией Centragas Holding Дмитрия Фирташа, было открыто в середине июля по инициативе государственного ПАО «Укртрансгаз». На следующей неделе в этом процессе пройдёт подготовительное заседание, назначенное определением Хозяйственного суда Киева на 14 августа, на котором утвердят размер долга газотрейдера перед инициирующим кредитором. По данным «ОЛИГАРХа», речь идёт о сумме в 580 млн грн., которые «Укргаз-энерго» осталось должно ещё с середины 2000-х годов – со времён премьерства Виктора Януковича, когда «Укртрансгаз» оказывал этому предприятию услуги по транспортировке газа.
Этот долг признан судом ещё несколько лет назад, но до последнего времени ЧАО удавалось отложить дату расчёта благодаря благосклонности судов, постоянно выдававших соответствующую отсрочку. По информации «ОЛИГАРХа», срок последней отсрочки истекает в октябре, но это совсем не означало, что «Укртрансгаз» мог рассчитывать на скорый расчёт: чуть меньше месяца назад – 13 июля – юристы «Укргаз-энерго» обратились к суду с заявлением на новую отсрочку сроком 5 лет – до 2022 г. Именно это ходатайство и было использовано юристами «Укртрансгаза» как повод заявить о финансовой несостоятельности газотрейдера и поднять вопрос об открытии процедуры его банкротства. Но это только официальная версия.
По информации источников «ОЛИГАРХа», запуская этот судебный процесс, оператор газотранспортной системы априори не рассчитывает добиться от оппонента искомых 580 млн грн. Во-первых, потому что у «Укргаз-энерго» банально нет такой суммы (последние несколько лет компании не ведёт производственную деятельность, а основным её активом являются 64 млн куб м газа в ПХГ, максимальная рыночная стоимость которых не дотягивает до 350 млн грн.). Во-вторых, потому что в «Укртрансгазе» сосредоточены на том, чтобы довести процедуру банкротства «Укргаз-энерго» до ликвидации последней.
В чём логика этой стратегии? Ответ на этот вопрос можно получить, если проанализировать последние несколько месяцев отношений между этими компаниями. Речь идёт о противостоянии сторон за колоссальный объём энергоресурса – 4 млрд куб м природного газа. Родоначальником этого противостояния было как раз «Укргаз-энерго», юристы которого заявили о претензиях на доступ к этому объёму топлива ровно пять лет назад – в июле 2012 г.
По их данным, этот газ был передан «Укртрансгазу» на временное хранение в ПХГ, но после того как трейдер обратился к госкомпании с просьбой «поднять» ресурс из хранилищ, последняя ответила отказом. Собственно, после этого между сторонами и вспыхнул конфликт: «Укргаз-энерго» стало требовать от суда принятия решения о принуждении оппонента к выполнению своей воли. Добиться результата с ходу не удалось: с 2012 по 2015 гг. соперники с переменным успехом прошли все судебные инстанции, включая Высший хозяйственный, по решению которого дело было направлено на повторное рассмотрение в первую инстанцию.
Пока что в этом противостоянии события устраивают курирующую «Укртрансгаз» команду Андрея Коболева: в прошлом году хозсуд Киева отказался удовлетворить иск «Укргаз-энерго». По данным «ОЛИГАРХа», буквально в эти дни апелляционная инстанция будет рассматривать жалобу юристов газотрейдера на это решение. Если она будет удовлетворена, Дмитрий Фирташ получит шанс записать в свой актив сразу 4 млрд кубов газа рыночной стоимостью свыше 20 млрд грн. Судя по всему, как раз для того, чтобы исключить такое развитие событий, в «Укртрансгазе» и озаботились вопросом банкротства назойливого соперника.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»