Война премьер-министра и главы «Нафтогаза Украины” парализовала шельфовый проект “Укргаздобычи”
О планах ПАО «Укргаздобыча» начать промысел углеводородов на шельфе Черного моря стало известно в начале прошлого года, когда госкомпания подала в Госслужбу геологии и недр пакеты документов на получение спецразрешений на разработку соответствующих месторождений. Инициатива «Укргаздобычи» была вполне логичной. Единственной отечественной компанией, которая занималась добычей газа на шельфе, был «Черноморнефтегаз», но после аннексии Крыма контроль над ним был утрачен, потому идея «Укргаздобычи» означала исторический возврат Украины к морскому промыслу углеводородов.
Во-вторых, расширение лицензионной производственной базы обещало перспективу наращивания объемов добычи газа, и в ПАО даже очертили горизонт перспектив. «Мы предлагаем разрабатывать 5 лицензионных участков на шельфе Черного моря, запасы газа на которых составляют от 80 до 300 млрд куб. м газа. Мы оцениваем, что в перспективе 7-10 лет можно выйти на показатель добычи 5 млрд куб. м газа в год», – заявил осенью прошлого года глава «Укргаздобычи» Олег Прохоренко.
По его оценкам, для выхода на такой уровень добычи инвестиции в шельф должны будут составить до 6 млрд грн. Для украинских газовиков это большие деньги, но проблемы у этого проекта начали возникать задолго до поиска финансовых ресурсов.
Главным препятствием стала вышеупомянутая Государственная служба геологии и недр, с которой «Укргаздобыча» вошла в судебный клинч: юристы госкомпании подали иск в Окружной административный суд Киева, объяснив свою инициативу тем что Госгеослужба игнорирует их обращение.
В частности, в заявлении говорилось о том, что заявка на получение первого же спецразрешения на шельфе (речь идет о Салакарской площади, расположенной в акватории Азовского моря) была подана «Укргаздобычей» еще в феврале 2017 г. Но ведомство Олега Кирилюка первые полгода даже не рассматривало это обращение, а в июле 2017-го Госгеослужбой было принято решение отказать в ее удовлетворении.
В ответе Госгеослужбы говорилось, что заявление возвращено «в связи с несоответствием в поданных документах названий структур, расположенных в пределах Салакарской площади». Одним словом, причина отказа была формальной, что давало надежду на то что к соответствующему выводу придет и суд.
Но в ходе слушаний выяснилось, что на момент судебного разбирательства нормативная база, на основании которой осуществляется распределение спецразрешений, уже отличается от правил, существовавших в период обращения «Укргаздобычи» к Госгеослужбе. Речь, в частности, шла о пересмотре постановления Кабмина №615 от 30 мая 2011 г., которым утвержден «Порядок выдачи спецразрешений на пользование недрами». Так, раньше (на момент обращения «Укргаздобычи» к Госгеослужбе) этот документ подразумевал возможность внеконкурсной выдачи лицензии в случае, если соискатель обладал на территории месторождения целостным имущественным комплексом. Но после прошлогодних корректировок упомянутого постановления №615 этот пункт исчез из порядка выдачи спецразрешений.
Опираясь на этот факт, 20 апреля Окружной админсуд Киева принял решение отказать в удовлетворении иска. Казалось бы – все логично. Но практика говорит об обратном.
Например – аналогичный спор компании ООО «АЭСУ» с Госгеослужбой в том же столичном окружном админсуде. В этом производстве суд пришел к выводу о том, что компания-истец вовремя обратилась в геологическое ведомство за внеконкурсной выдачей спецразрешний на урановые месторождения, а то, что Госгеослужба не успела рассмотреть это обращение до вышеупомянутых корректировок к правительственному постановлению №615 – это проблема последней.
Разница подходов к одному и тому же вопросу может иметь простое объяснение. Благосклонность суда к «АЭСУ» может объясняться тем, что она считается близкой к окружению главы МВД Арсена Авакова. В случае с «Укргаздобычей» история прямо противоположная: эта госкомпания подчиняется НАК «Нафтогаз Украины», с командой управленцев которой во главе с Андреем Коболевым воюет лагерь премьер-министра Владимира Гройсмана. Дружественным которому считается глава Госгеослужбы Олег Кирилюк.
«ОЛИГАРХ»