Благодаря московским судьям «венский узник» сохраняет контроль над своим титановым бизнесом в Крыму, несмотря на давление российского госбанка
Застрявший в Вене украинский олигарх Дмитрий Фирташ вцепился мертвой хваткой в свой главный титановый актив – расположенный в оккупированном Россией Крыму завод «Крымский Титан» (его имуществом владеет принадлежащее Фирташу киевское ЧАО «Юкрейниан кемикал продактс»).
Это предприятие в конце августа стало в буквальном смысле главным источником головной боли для жителей Армянска, а также части Херсонской области после того, как были зафиксированы ядовитые осадки из-за испарения содержимого кислотонакопителя предприятия. «Власти» Крыма отрицали факт техногенной катастрофы, впрочем, «Крымский Титан» все же был остановлен, а из Армянска эвакуированы дети.
А на днях стало известно, что т.н. «Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь» оштрафовало завод на 736 млн рублей (около 10,5 млн долларов). Впрочем, еще не факт, что этот штраф будет выплачен – пока что его подтвердил лишь т.н. «Арбитражный суд Республики Крым», решение которого может отменить апелляционная инстанция. А вот на другом фронте – московском – Фирташ тем временем сумел добиться стратегического успеха.
Речь идет о споре с его кредитором – подконтрольным Кремлю ВТБ Банком. Как писал «ОЛИГАРХ», в июне Арбитражный суд Москвы взыскал с «Юкрейниан кемикал продактс» $46,2 млн долга по кредитному соглашению № 3578 от 28 апреля 2015 г. (тело кредита составило 39,7 млн долларов). Окончательное погашение должно было быть произведено не позднее 1 июня 2016 года , но этого так и не произошло.
А в конце августа, по данным «ОЛИГАРХА», это решение вступило в силу после того, как Девятый Арбитражный Апелляционный Суд Москвы отклонил апелляции «Юкрейниан кемикал продактс» и московского ООО «Титановые инвестиции».
Последняя компания, как писал «ОЛИГАРХ», была зарегистрирована структурами Фирташа в Москве летом 2014 года и получила в аренду от «Юкрейниан кемикал продактс» целостный имущественный комплекс «Крымского титана». Затем «Титановые инвестиции» присвоили заводу Фирташа в Крыму статус своего филиала-резидента РФ, после чего предприятие благополучно продолжило работу на оккупированной территории под новой вывеской.
Такая схема, вероятно, была придумана для того, чтобы расположенный в Крыму завод, ориентированный на экспорт, мог избежать санкций, а к Фирташу не предъявляли претензии украинские власти за работу на оккупированной территории.
Сидеть на двух стульях у него получалось довольно успешно несколько лет, пока у ВТБ не кончилось терпение. В июне 2017 года банк инициировал в Арбитражном суде Москвы упомянутое разбирательство, а еще через несколько месяцев усилиями ВТБ в Москве стартовало банкротство упомянутого ООО «Титановые инвестиции».
В марте 2018 г. в этой компании было введено внешнее управление (временным управляющим был утвержден россиянин Василий Кузьменко), и узаконены требования ВТБ к ней на 2,5 млрд рублей. До потери контроля над компанией у Фирташа остался буквально один шаг, но на днях стало известно, что ему удалось нанести ВТБ контрудар на его территории.
По данным «ОЛИГАРХА», в августе Арбитражный суд Москвы включил в реестр требований ООО «Титановые инвестиции» горловский концерн «Стирол» (Донецкая обл), с требованиями на сумму 6,673 млрд рублей, или порядка 96 млн долларов. По данным суда, они образовались по итогам заключения между «Стиролом» и «Юкрейниан кемикал продактс» договора купли-продажи природного газа в октябре 2014 г, а поручителем последней компании выступили именно «Титановые инвестиции».
Учитывая, что собственником «Стирола» является все тот же Фирташ, неудивительно, что ВТБ с таким поворотом не согласился, и подал в суд ходатайство о применении обеспечительных мер – обязательства временного управляющего ООО «Титановые инвестиции» отложить проведение собрания кредиторов ООО.
«В обоснование ходатайства заявитель указал, что требования ЧАО «Концерн Стирол», включенные в реестр требований кредиторов должника, составляют более 52% от суммы всех требований, включенных в реестр, в случае непринятия обеспечительных мер кредитор будет иметь возможность определять решения, принятые на собрании» – говорится в одном из определений московского суда. Который 10 сентября, оценив аргументы сторон, отклонил требования ВТБ и развязал руки Фирташу.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»