Самый проблемный актив Кремля на территории псевдореспублики «ЛНР» ушел в процесс банкротства. Его совокупные долги превышают 100 млрд гривен.
Кредиторы одного из крупнейших украинских промышленных предприятий готовятся занимать очередь – 19 октября официально стартовал процесс банкротства Алчевского металлургического комбината. Процесс в отношении предприятия, физически находящегося в оккупированном боевиками “ЛНР” Алчевске, и зарегистрированного в подконтрольном Украине Северодонецке, начал хозяйственный суд Луганской области, временно базирующийся в Харькове. По решению суда введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов и процедура распоряжения имуществом, которой руководит арбитражный управляющий из Киева Александр Карасюк.
Инициатором банкротства АМК стала фирма «Електропостачзбут» из Днепра. Ее учредитель – некая Инна Виноградова, но реальным контролером считается директор и бывший депутат Кировского райсовета Днепра от Компартии Украины Валерий Ступницкий (он был основателем компании, а ее юридический адрес совпадает с местом его прописки). Основной бизнес «Електропостачзбута» – торговля серной кислотой, которую он получает от своего генерального партнера, ООО «Первое химическое объединение» из Рубежного в Луганской области. 49% долей в нем «Електропостачзбут» владел до прошлого года (его преемником стала фирма «ПХК» из Днепра, которая также считается близкой к Ступницкому).
51% доля в капитале ООО «Первое химическое объединение» принадлежит ООО НПП «Зоря», созданному на базе активов одноименного государственного химического завода во времена премьерства Януковича. По бумагам ее бенефициар – Антон Чернецов, сын бывшего главного инженера государственной «Зори» и нынешнего директора НПП «Зоря» Александра Чернецова.
Но реальным хозяином предприятия давно считается лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко, который в 90-х годах был директором химзавода «Зоря». Александр Чернецов считается его давним протеже – достаточно сказать, что ранее он руководил Рубежанской городской организацией Республиканской партии Юрия Бойко.
Претензии партнера друга Бойко к АМК возникли на основании решения суда годичной давности о взыскании порядка 5 млн грн долга. На фоне общих долгов АМК эта цифра – купля в море. По сведениям источников «ОЛИГАРХА», задолженность Алчевского металлургического комбината только перед банками-кредиторами на начало 2018 года составляла 72,5 млрд гривен. А совокупный размер «кредиторки» с учетом текущих обязательств превысил 112 млрд гривен.
Как писал «ОЛИГАРХ», владельцем АМК является корпорация «Индустриальный союз Донбасса». Собственниками существенных долей в своем капитале она называет нардепа Сергея Таруту и своего гендиректора Олега Мкртчана.
Но оба они к управлению ИСД де-факто не причастны усилиями российских госбанков – долю Таруты арестовали с подачи ВТБ, а Мкртчан с начала года сидит в московском СИЗО по подозрению в хищении средств Внешэкономбанка. Именно ВЭБ считается собственником контрольной доли в в АМК через ИСД.
Другое дело, что комбинат базируется на оккупированной территории, занятой боевиками «ЛНР», и в декабре прошлого года ИСД заявил о потере контроля над его активами. Новым «управляющим» комбинатом стало ЗАО «Внешторгсервис» из орбиты беглого харьковского схемщика Сергея Курченко, который, как считается, пришелся ко двору главе «Роснефти» Игорю Сечину.
Вливший несколько миллиардов долларов в ИСД Внешэкономбанк и до этого «отжима», который выглядит несколько странно, учитывая полный контроль Кремля как над госкорпорацией ВЭБ, так и над «администрацией ЛНР» не знал, что делать со своим железным «чемоданом без ручки», год за годом наращивавшим долги. Еще в 2016 доля в ИСД была передана в созданный ВЭБ «Фонд промышленных активов», куда вошли все наиболее проблемные инвестиции госкорпорации.
И в нынешней ситуации, когда случился «форс-мажор» в виде захвата комбината, ВЭБ может вообще откреститься от АМК и отдать украинское юрлицо на «растерзание» кредиторам. При этом мало кто сомневается, что этот процесс будет контролируемым – из упомянутых 112 млрд гривен долга АМК на структуры ВЭБ приходится, по разным оценкам, не менее 60%.
Порядка 20 млрд грн АМК был должен «Метинвесту» Рината Ахметова, но его структуры недавно получили в управление второй украинский меткомбинат ИСД – Днепровский, и вероятно, могут претендовать на нечто большее в счет указанного долга.
А вот иностранным кредиторам – в том числе Raiffeisen, Societe Generale, IFC, которым АМК совокупно задолжал свыше 10 млрд грн, похоже, можно готовиться в лучшем случае к продаже своих требований с огромным дисконтом – на уровне 95% и ниже. По слухам, от близких к ВЭБ структур уже поступили предложения ряду крупных кредиторов о совершении сделок с подобными параметрами. Закончится ли эта затея чем-либо – станет известно уже в ближайшие месяцы, когда будет сформирован реестр требований кредиторов АМК.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»