ДТЭК смогла нейтрализовать главного энергогенерирующего конкурента
Жесткая конкуренция с новой силой разожгла старый конфликт на энергетическом рынке. Его начало было положено еще три года назад, когда компания «Донбассэнерго» добилась для себя преимущественных прав на продажу электроэнергии на оптовом рынке.
Эта инициатива угрожала падением доходов главному электрическому барону страны – владельцу ДТЭК Ринату Ахметову. И его ответ не заставил себя долго ждать: на первом этапе его люди пролоббировали правило, оставившее не у дел потребителей дефицитного антрацита, главным из которых было «Донбассэнерго». А сейчас компания Максима Ефимова потеряла привилегию на продажу тока.
ПАО «Донбасэнерго» – один из крупнейших производителей электроэнергии в Украине, но это колосс на глиняных ногах. Проблемой предприятия является то, что он контролирует всего одну теплоэлектростанцию – Славянскую, которая работает на дефицитном антраците. В таком составе производственных мощностей «Донбассэнерго» стала работать с 2016 г., когда боевики «ДНР» захватили контроль над второй станцией компании – Старобешевской.
В попытках компенсировать эту утрату в компании не придумали ничего лучше, как гарантировать себе стабильный сбыт производимой электроэнергии. Для этого «Донбассэнерго» первым делом обратилось в Минэнергоугля за согласованием увеличения так называемого «минимально допустимого состава оборудования Славянской ТЭС», задействованного в производстве электроэнергии. Согласие ведомства Игоря Насалика было получено уже в июле 2016 г., а еще через месяц его одобрил высший управляющий орган энергетиков – Совет оптового рынка электроэнергии (Совет ОРЭ).
В основе обоих решений лежал технический отчет ГП «ДонОРГРЭС», в котором говорилось о том, что энергоблоку Славянской ТЭС необходимо работать в двухкорпусном режиме с минимальной нагрузкой 560 МВт. «Дальнейшая работа энергоблока Славянской ТЭС в однокорпусном режиме противоречит нормативно-техническим документам, которые регламентируют требования к эксплуатации энергетического оборудования», – говорилось в заключении ГП. За этой формулировкой скрывалось главное: упомянутая минимальная нагрузка в 560 МВт была на 260 МВт больше той, которая была установлена для «Донбассэнерго» до этого решения.
На тот момент «Донбассэнерго» все еще опосредованно курировалось структурами Александра Януковича – старшего сына экс-президента Украины. Поэтому рост объемов производства и продаж электроэнергии, которого добилась энергокомпания, был из области невероятных достижений.
Но радость продлилась не долго. В сентябре 2017 года Совет ОРЭ утвердил проект изменений к правилам оптового рынка, которым был установлен приоритет на покупку электроэнергии у тепловых компаний, чьи мощности работают на угле марки «Г». А ТЭС, чьи блоки работают за счет сжигания антрацитовых марок угля, были отодвинуты на второй план.
Публичная логика этой инициативы строилась на том, что после оккупации Россией части территорий Донецкой и Луганской областей практически все шахты, добывающие антрацит, оказались под контролем боевиков.
Это сформировало дефицит угля марки «А» по всей Украине, и первыми его ощутили как раз компании тепловой генерации. Но участники энергорынка понимали, что приоритет генерации, потребляющей газовый уголь, был утвержден в качестве ответной реакции группы поддержки Рината Ахметова на войну за деньги энергорынка, объявленную группой Януковича.
В прошлом году новым хозяином «Донбассэнерго» стал нардеп от БПП, экс-регионал из Краматорска Максим Ефимов. Но потепления отношений с самым богатым бизнесменом Донбасса не случилось – скорее наоборот.
Как выяснил «ОЛИГАРХ», сейчас конфликт «Донбассэнерго» и ДТЭК вышел на новый уровень, отсчетной датой которого стало 27 декабря 2018 г.
В этот день на Совете ОРЭ было принято решение об отмене вышеупомянутого «минимально допустимого состава оборудования Славянской ТЭС».
Таким образом, «Донбассэнерго» оказалась отброшена на позиции трехлетней давности, когда ей приходилось в жесткой конкуренции отвоевывать место под солнцем.
Сейчас «Донбассэнерго» готовится идти в контратаку, планируя отменить декабрьское решение Совета ОРЭ в суде. И первые результаты уже есть: 8 января Хозяйственный суд Киева в качестве обеспечительной меры приостановил невыгодное истцу решение.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»