Статьи

Коломойский и Коболев объединились против Гройсмана

Лидеры «Привата» и «Нафтогаза» решили общими усилиями ломать газовую стратегию премьер-министра

20 июня Окружной административный суд Киева открыл производство по делу, в рамках которого ПАО «Укрнафта» требует признать противоправным и отменить постановление Кабинета министров №364 от 24 апреля 2019 г. Этим документом правительство утвердило так называемый базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов.

Данное требование распространяется на все предприятия, в уставном капитале которых корпоративные права государства составляют 50% и выше. «Для субъектов хозяйствования, которые по результатам 2018 г. получили чистую прибыль свыше 50 млн грн., утвердить базовый норматив отчисления в размере 90%», – говорится в постановлении №364.



На фото – Владимир Гройсман

Исходя из опубликованной в апреле финансовой отчетности «Укрнафты», согласно которой по итогам 2018 года ПАО получило 6,4 млрд грн. чистой прибыли, по установленным Владимиром Гройсманом правилам «Укрнафта», 50%+1 акция которой принадлежит НАК “Нафтогаз Украины”, обязана направить 90% (почти 5,8 млрд грн.) из этой суммы на дивиденды.

Но проблема в том, что эта нефтедобывающая компания неформально контролируется группой «Приват» Игоря Коломойского, контролирующего около 43% акций, а этот бизнесмен всегда крайне неохотно соглашается с подобного рода идеями государства.

Почему? Тут все просто: оставляя деньги внутри «Укрнафты», команда Коломойского на правах оператора этой компании может заниматься их освоением, а в случае выплаты этих средств на дивиденды такая возможность будет утрачена.

Из опыта прошлых лет известно: чтобы уговорить Игоря Коломойского на выплату дивидендов «Укрнафты», государство должно сделать ему шикарный подарок. Так было, например, в 2010 г., когда премьер-министр Юлия Тимошенко дала добро на подписание с компаниями Коломойского, владеющими акциями ПАО, так называемого «акционерного соглашения», которое лишило государство прав предлагать кандидата на должность главы правления «Укрнафты». С того момента и до последних дней фамилию первого лица в нефтедобывающей компании определял «Приват».

Переломить эту ситуацию удалось лишь в прошлом году, когда НАК «Нафтогаз Украины», владеющий в интересах государства 50%1 акция «Укрнафты», смог добиться решения Лондонского суда, разрешившего самостоятельно менять руководство нефтедобывающего предприятия.

Это решение британской Фемиды открыло дверь для переговоров по разделению “Укрнафты” между “Приватом” и “Нафтогазом”, которым должна была достаться соответственно нефтяная и газовая части бизнесов ПАО. Переговорный процесс на этот счет идет и сегодня. Но сейчас, когда координируемая командой Коломойского «Укрнафта», пошла на обострение отношений с Кабмином, намереваясь оспорить его решение об обязательной выплате дивидендов, кажется будто переговоры о разделении ПАО между командами Игоря Коломойского и Андрея Коболева обречены.

Но как удалось выяснить “ОЛИГАРХУ”, вероятность такого риска ничтожна,  потому что на прошлой неделе Окружной админсуд Киева принял к рассмотрению иск «Нафтогаза Украины» с  аналогичным требованием об отмене вышеупомянутого постановления Кабмина №364. Больше того, 24 июня НАК обратился в суд с ходатайством об объединении инициированного им и «Укрнафтой» процессов в одной производство «в связи с однородностью требований».

Судебные инициативы команд Коломойского и Коболева роднит не только одна цель, а и причины ее достижения. По данным “ОЛИГАРХА”, в качестве основания для отмены правительственного постановления №364 оба лагеря избрали дискриминационный, по их мнению, подход Кабмина к компаниям госсобственности при определении уровня выплаты дивидендов.

Так, в оспариваемом постановлении говорится, что базовый норматив отчислении для госпредприятий, получивших по итогам 2018 г. меньше 50 млн грн. чистой прибыли, установлен на уровне 50%. А для отдельных предприятий (Ощадбанка, «Укргидроэнерго», «Укрзализныци» и «Объединенной горно-химической компании») этот норматив был установлен на минимальном уровне 30%.

На этом фоне «Нафтогаз» и «Укрнафта», подпадающие под обязательство отчисления на дивиденды 90% от своей чистой прибыли, действительно чувствуют себя дискриминационно. Но разница между контролируемыми Игорем Коломойским и Андреем Коболевым компаниями все таки есть. Так, если в случае с «Нафтогазом» речь идет о необходимости защитить свои деньги от «дивидендных выплат» ради возможности подготовки к будущему отопительному сезону (которая требует накопления в газохранилищах рекордных 20 млрд куб м), то в случае с «Укрнафтой» речь идет о банальном желании Коломойского сохранить контроль над финансовым потоком этого предприятия.

А значит сейчас, когда «Нафтогаз» заявил о готовности пойти единым фронтом с «Укрнафтой» против Кабмина, Андрей Коболев фактически помогает Игорю Коломойскому в его стремлении.



Напечатать
Владимир Комаров
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Суботін Шредінгера

Власник збанкрутілого Мегабанку, масштабне виведення майна з якого розслідує ДБР, одночасно перебуває в двох станах - як керівник державного холдингу та людина, яка веде боротьбу з владою

Віктор Пінчук програє Федору Закусило війну за «Укргазвидобування»

Державна газовидобувна компанія, судячи з усього, не проти такого розвитку подій: присутність конкурента із США, що торгує китайським товаром, дозволяє суттєво збивати ціни українського монополіста «Інтерпайп»

Микола Злочевський підкрадається до Генпрокуратури

Скандальний екс-міністр екології часів Януковича, який погорів на спробі дати хабар на суму $5 млн керівництву НАБУ та САП, схоже, продовжує таємно скуповувати елітну нерухомість в Києві - втому числі на гроші, «зекономлені» на сплаті…
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.