Статьи

Фирташа оставили без газа

«Нафтогаз» очистился на 4,8 млрд кубов

27 мая Верховный суд Украины поставил точку в многолетней схватке между двумя известнейшими участниками газового рынка. Речь идет о противостоянии ЧАО «Укргаз-энерго» с ПАО «Укртрансгаз», в котором частная компания пыталась доказать законность своих претензий к государственной в объеме 4,86 млрд кубометров газа.

Сейчас Верховный суд пришел к выводу, что такая позиция «Укргаз-энерго» безосновательна. Но за этим односложным решением стоит восемь лет сложнейших юридических состязаний. И значительную часть этих усилий пришлось предпринимать как раз ЧАО.

Все началось в 2012 г., когда «Укргаз-энерго» подало иск с просьбой о признании за ним прав собственности на 4,86 млрд куб м природного газа. В тот период времени страной управлял Виктор Янукович, а «Укргаз-энерго» контролировалось компанией RosUkrEnergo AG, представлявшей собой совместный проект Дмитрия Фирташа и российского «Газпрома». Фирташ входил в ближайшее окружение гаранта Конституции, поэтому весь энергетический рынок был убежден, что в этом противостоянии у государственного «Укртрансгаза» нет никаких шансов. Об этом же говорили и факты: истец основывался на том, что искомое топливо было передано им на хранение в подземные хранилища ответчика в рамках подписанного между ними официального договора №116-168-05/55 от 15 марта 2006 г. Но все было бы действительно просто если бы не политика.



На фото – Юлия Тимошенко

Дело в том, что на промежутке между упомянутой передачей газа на хранение (в 2006 г.) и подачей иска в суд о принудительном истребовании этого ресурса (в 2012 г.) премьер-министром Украины успела побывать Юлия Тимошенко. Она известна своими конфликтными отношениями с Дмитрием Фирташем, а потому не упускала возможности нанести удар по оппоненту.

Первый же такой шанс был использован в полной мере: в 2007 г., когда Тимошенко стала премьер-министром, НАК «Нафтогаз Украины» отобрал из подземных газохранилищ газ «Укргаз-энерго», направив его на потребности населения и участников рынка коммунальной теплоэнергетики.

Изначально планировалось, что эта экспроприация будет временной: мол, «Нафтогазу» нужно было чем-то перекрыть образовавшуюся на пике отопительного сезона газовую дыру. Но по факту все три года премьерствования Тимошенко (с 2007 по 2010 гг.) к вопросу возврата газа структуре Дмитрия Фирташа власть не возвращалась.

С того времени единственным удачным моментом для «Укргаз-энерго» вернуть «нажитое непосильным трудом» была президентская каденция Виктора Януковича: суды как один стали принимать сторону «Укргаз-энерго», открывшего фронт борьбы за 4,86 млрд кубометров. Но после Революции Достоинства акценты снова были смещены: 23 декабря 2014 г. Верховный суд Украины отменил решения нижестоящих инстанций, передав дело на новое рассмотрение.

С того момента в этом процессе и начался переломный момент. Так, летом 2015 г. на свет появилось решение Хозяйственного суда Киева, которым притязания «Укргаз-энерго» на миллиарды голубого топлива были признаны безосновательными. А спустя пять лет, в феврале 2020 г., это решение оставил в силе апелляционный суд.

На фото – Дмитрий Фирташ

Почему между этими решениями прошли годы? С одной стороны, этому способствовали связанные с этим процессом производства, на период рассмотрения которых он был приостановлен. Но в значительной степени так вышло еще и потому, что откровенным затягиванием ключевого судебного противостояния занимался «Нафтогаз Украины» – его юристы просили то замены мотивировочной части решения первой инстанции, то проведения многочисленных судебных экспертиз.

Но обвинять «Нафтогаз» в нечестной игре было бы явно неправильно. Во-первых, потому что в свое время именно НАК получил удар ниже пояса: в 2013 г. госкомпания решением суда была исключена из состава акционеров «Укргаз-энерго», благодаря чему последняя стала единоличной собственностью структур Дмитрия Фирташа. Во-вторых, с потерей акционерных прав «Нафтогаз» потерял основания претендовать на миллиарды гривен причитавшихся ему дивидендов.



С этого ракурса решение Верховного суда отказать «Укргаз-энерго» в претензиях на 4,86 млрд кубометров является своеобразным восстановлении исторической справедливости. Но для «Нафтогаза» такой финал нечто большее, чем банальная экономия миллиардов гривен. Дело в том, что подчиненный ему «Укртрансгаз», с которого компания Фирташа намеревалась истребовать газ, буквально недавно утратил свой основной актив – газотранспортную систему, и сейчас этому предприятию принадлежит только низкодоходный парк газохранилищ.

Напечатать
Владимир Комаров
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Из Харькова в Дубай: как Егор Масленников строит девелоперскую империю на доверии и презентациях

В 2021 году харьковский застройщик Егор Масленников — объявился в Дубае. Здесь, в городе сверхвысоток, он начал новую жизнь: основал компанию Object 1 и провозгласил себя международным девелопером. Его зарубежная бизнес-деятельность…

Асоціація продавців совісті вроздріб, або Кому «служить» АПУ?

Неважко роздивитися, що об’єднує все це розмаїття охочих взяти участь у роботі бодай якоїсь ради лише бажання певного штибу активістів «долучитися» до управління хоча б чимось і контролю за чим завгодно, аби тільки при владних структурах. І…

Будинки з білосніжними меблями для будівельників ХАЕС по 1,5 млн: «Енергоатом» готується до…

«Наші гроші» проаналізували закупівлі різних підрозділів «Енергоатома» останніх місяців, спрямовані на підготовку до будівництва атомних енергоблоків на Хмельницькій АЕС. Це проєкт із великими корупційними ризиками

Теплові схеми під «кришею» Терехова

Отримавши ще від в.о. мера важілі управління одним з найбільш доходних комунальних підприємств Харькова, Скопенко одразу почав «покращувати його фінансовий стан» в притаманній йому манері.
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.