Глава «Нафтогаза Украины» решил пойти ва-банк ради сохранения оперативного контроля над украинской ГТС
Многострадальный процесс анбандлинга НАК «Нафтогаз Украины» наконец-то перешел в прикладную стадию: команда Андрея Коболева заявила о готовности в кратчайший срок распрощаться с управлением газотранспортной системой. Нюанс заключается в том, что этот процесс глава «Нафтогаза» хочет вести по своему сценарию, отстранив от него Кабмин и Минэнергоугля.
Идея разделения «Нафтогаза Украины» на независимые компании по добыче и транспортировке газа была задекларирована еще два года назад, когда был принят закон «О рынке природного газа».
Но с воплощением этого плана в жизнь все оказалось непросто: его прикладная реализация ограничилась принятым еще в прошлом году постановлением Кабмина №496, в котором была утверждена модель отделения оператора газотранспортной системы Украины от материнской структуры. План подразумевал создание новых юрлиц – ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) и ПАО «Подземные газохранилища Украины» (ПГУ), в управление которых от «дочки» НАКа – компании «Укртрансгаз» – должны были быть переданы соответствующие активы.
Почему намеченное до сих пор не реализовано? Официальная часть ответа на этот вопрос звучит просто: вывод активов из-под «Нафтогаза» решили не начинать до окончательного решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, где НАК выясняет отношения с российским «Газпромом».
Непубличное объяснение задержки в реализации плана анбандлинга на порядок интереснее. Его суть в том, что после своего создания МГУ и ПГУ должны быть подчинены Министерству энергетики и угольной промышленности, в котором газовая отрасль курируется экс-главой «Укртрансгаза» Игорем Прокопивым. Он – давний оппонент главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, не желающего уступать контроль над газовыми трубопроводами и хранилищами.
Сдвиг в этом вопросе произошел на прошлой неделе. 29 сентября «Нафтогаз Украины» заявил о готовности перейти к процессу анбандлинга, правда, с оговорками: газотранспортную магистраль команда Коболева собирается передать в ведение новой структуры – компании «Оператор ГТС Украины», которая будет учреждена в качестве филиала «Укртрансгаза». «В этом филиале будут сконцентрированы все бизнес-процессы, активы и специалисты, необходимые и достаточные для обеспечения транспортировки газа по территории Украины. После полного юридического отделения от «Нафтогаза» это подразделение сможет пройти сертификацию оператора ГТС в соответствии с требованиями ЕС», – говорится в сообщении «Нафтогаза».
Со стороны чехарда с юрлицом, в управление которого планируется передать магистральную трубу, кажется бессмысленной. Но это только кажется. Ключевое отличие вышеупомянутой компании «Магистральные газопроводы Украины» от госпредприятия «Оператор ГТС Украины» в том, что последняя (как минимум на стадии своего формирования) будет подчиняться «Укртрансгазу», подконтрольному Андрею Коболеву. Это означает, что именно глава «Нафтогаза» сможет определять руководителя «Оператора ГТС Украины», а значит – сохранять оперативный контроль над газотранспортной системой и после ее реального отделения от НАК.
Такой сценарий идет вразрез с планами главы Кабмина Владимира Гройсмана, выступающего вместе с вышеупомянутым Игорем Прокопивым единым фронтом против Андрея Коболева.
Но ключевое отличие этой конфликтной ситуации от предыдущих стычек в том, что сейчас ставки подняты до максимума: план главы «Нафтогаза» по передаче магистральных трубопроводов «Оператору ГТС Украины» прямо противоречит вышеупомянутому постановлению Кабмина №496, в котором говорится о том, что этот актив должен быть передан в управление «Магистральных газопроводов Украины». Таким образом, сейчас мяч на стороне премьер-министра: он должен будет либо публично заявить об открытом игнорировании руководством «Нафтогаза» решений правительства. Либо – смириться с тем, что Коболев ушел в режим свободного плавания, где его действия ограничиваются исключительно рекомендациями западных партнеров Украины.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»