Нефтяное перемирие «Нафтогаза» с «Приватом» может стать началом большой войны
Непримиримые оппоненты последних лет – государственная «Укртранснафта» и «приватовский» Дрогобычский НПЗ («НПК-Галичина») – нашли мирный способ урегулирования отношений. Базовые условия договора заключаются в том, что команда Игоря Коломойского вернет государственным оппонентам 40 тыс т нефти, а те рассчитаются за ее хранение. Эта договоренность развязывает руки контролирующему «Укртранснафту» «Нафтогазу Украины» по другой линии разлома: восстановлению контроля над ПАО «Укрнафта». Что может спровоцировать новый мощный виток конфликта с «Приватом».
Фундамент для конфликта «НПК-Галичина» и «Укртранснафты» был заложен чуть больше трех лет назад – в марте 2015 г., когда у последней компании сменилось руководство. С поста генерального директора госкомпании был смещен «приватовский» Александр Лазорко, место которого впоследствии по квоте «Нафтогаза Украины» занял Николай Гавриленко (его считают ставленником «серого кардинала» БПП Игоря Кононенко).
Новая метла стала мести по-новому почти сразу: «Укртранснафта» заявила о невыгодности соглашений, подписанных старым руководством. В первую очередь, речь шла о контрактах на хранение так называемой технологической нефти – ресурса, выкачанного из трубопроводов «Укртранснафты». Хранителями этого сырья были определены НПЗ Игоря Коломойского, включая Дрогобычский – ему было передано почти 44 тыс т нефти. Но после увольнения Лазорко «Укртранснафта» заявила о чрезмерно высоких ставках на услуги по хранению «приватовского» завода, что стало поводом поднять вопрос о прекращении договорных отношений.
Дискуссия сторон на эту тему быстро перешла из офисных кабинетов в зал судебных заседаний. Там стороны мерялись аргументами последние три года. Но на днях в конфликте была поставлена точка – «Укртранснафта» заявила о подписании мирового соглашения с «НПК-Галичина». Договоренность предусматривает, что «приватовцы» возвращают госкомпании весь ее ресурс (43,7 тыс т нефти), а та оплачивает их трехлетние услуги по хранению по ставке 3,08 грн/т в сутки. Таким образом, «Укртранснафта» заплатит около 150 млн грн. Назвать это расточительством сложно, потому что исходно требуемая «Приватом» ставка за хранение озвучивалась на уровне 9,6 грн/т в сутки. Но и безоговорочной победой эту договоренность не назовешь.
Еще осенью прошлого года глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил о том, что его интересует не возврат нефти «Укртранснафты», а выкуп этого ресурса «Приватом». «В процессе хранения нефть смешивалась с чем-то иным, либо она изменила качество за время хранения, либо она была залита в резервуары, которые содержали что-то другого качества. Отклонение от качества было зафиксировано. Как получить компенсацию за разницу в качестве, господин Гавриленко собирается определить до конца года. Мы считаем, что оптимальной является денежная компенсация за эту нефть. По рыночной стоимости нефти. Это и есть задача господина Гавриленко. Забирать некачественную нефть я не вижу смысла – она нам не нужна», – сказал тогда Коболев.
Справедливости ради нужно сказать, что в мировом соглашении предусмотрен пункт о том, что качество возвращаемой нефти должно соответствовать качеству поклажи. Но проблема даже не в этом. «Укртранснафте» эта технологическая нефть банально не нужна потому, что она была выкачана из простаивающих и/или подверженных рискам повреждения (из-за войны России против Украины на Донбассе) трубопроводов. Соответственно, не будет большой ошибкой предположить, что «Укртранснафта» почти сразу выставит это сырье на продажу. А купить его реально может только «Приват», в руках которого сейчас находится 100% рынка отечественной нефтепереработки (Кременчугский НПЗ).
В любом случае, какого-то особенного выбора, кроме как идти на мировую, у «Укртранснафты» не было. Если бы юристы компании пошли по пути эскалации конфликта, судебный спор затянулся бы еще на несколько лет. И за хранение нефти в течение этого времени «Укртранснафте» пришлось бы платить из своего кармана. К хорошим новостям в этой истории можно отнести и тот факт, что разрешение проблемы с технологической нефтью развязывает руки «Нафтогазу» в другом конфликте с «Приватом». Речь идет об оперативном контроле над «Укрнафтой», которая на 51% принадлежит государству, а на 43% – группе «Приват».
Точка в споре вокруг этого вопроса, как писал «ОЛИГАРХ», была поставлена месяц назад Лондонским арбитражом. Он признал незаконным подписанное акционерами «Укрнафты» соглашение в части договоренности о том, что единоличное право определения кандидатуры председателя правления компании принадлежит «Привату». Опираясь на это заключение, «Нафтогаз» уже сейчас может поднимать вопрос о смене главы «Укрнафты» и назначении на эту должность своего выдвиженца. До последнего времени такой инициативы НАК не проявлял как раз из-за зависимостей от Игоря Коломойского по другим проблемным вопросам, включая спор вокруг технологической нефти.
Так что вполне может оказаться, что сегодняшнее разрешение этой проблемы станет спусковым крючком в борьбе за контроль над «Укрнафтой».
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»