План «Нафтогаза Украины» разделить «Укрнафту» трещит по швам. И это может быть на руку ее главному миноритарию Игорю Коломойскому
Впервые информация о планах акционеров ПАО «Укрнафта» оформить цивилизованный развод стала публичной летом этого года. Ее источником тогда выступил глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, заявивший о проведении соответствующих переговоров.
«Финального соглашения мы еще не имеем. Мы находимся в переговорном процессе», – говорил тогда Коболев. Он не уточнял подробностей этой дискуссии, но довольно быстро пресса узнала о них. Выяснилось, что идея разделения заключается в том, что частные акционеры «Укрнафты» во главе с Игорем Коломойским станут единоличными собственниками нефтяного бизнеса ПАО.
А государственный «Нафтогаз Украины» унаследует весь газодобывающий бизнес «Укрнафты».
Такой передел выглядит достаточно логично, учитывая соотношение сил в «Укрнафте». В ее капитале «Нафтогазу Украины» принадлежит 50%+1 акция, тогда как группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова контролирует порядка 43%. Пока в Украине действовал кворум для собраний акционеров в 60% и более голосов, пакет «Привата» был фактически золотым – без него компания не могла провести ни одного собрания.
В 2015 г кворум для АО в Украине был снижен до 50%+1 акция, но позиции «Привата» это не сильно ослабило. Причина заключалась в акционерном соглашении от 25 января 2010 года, по которому за частными акционерами было закреплено право определять кандидатуру первого лица в правлении «Укрнафты». Соответственно, это обеспечивало Коломойскому и Боголюбову оперативный контроль над компанией .
Впрочем, весной этого года ситуация изменилась. Как уже сообщал «ОЛИГАРХ», НАК одержал победу в Лондонском арбитраже, отменившим невыгодные «Нафтогазу» пункты указанного акционерного соглашения. Пользуясь этим, Коболев рассчитывал назначить главой «Укрнафты» своего ставленника Олега Прохоренко. По данным «ОЛИГАРХА», как раз он и должен был заняться процессом разделения бизнеса компании, но с этим не срослось: получив соответствующее предложение этой осенью, Прохоренко отклонил его, предпочтя остаться у руля «Укргаздобычи». Такой поворот осложнил преследуемую Коболевым цель: оформить, наконец, развод со «сложным партнером» Игорем Коломойским.
Но сейчас выяснилось, что это далеко не единственная проблема. Как стало известно «ОЛИГАРХУ», противником разделения активов «Укрнафты» выступил глава Кабмина Владимир Гройсман. Это стало понятно после того, как на днях СМИ написали о неофициальном бойкоте, устроенном правительственным аппаратом процессу деления ПАО. Речь идет о том, что «Укрнафта» еще два месяца назад уведомила правительство о подробностях расхождения своих акционеров и попросила дать согласие на начало этой процедуры.
Идея выглядела таким образом: «Укрнафта» планировала создать Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в виде собственного дочернего предприятия, и передать ему свои газодобывающие активы.
После этого единоличным собственником ООО должен был стать НАК «Нафтогаз Украины», а выплаченные им деньги – пойти на погашение налогового долга “Укрнафты”.
Дальнейший ход событий пока остается неясным – возможно, “Нафтогаз Украины» должен был стать миноритарием нефтедобывающей «Укрнафты» после проведения допэмиссии, которая обеспечила бы “Привату” контрольный пакет. В любом случае, у Гройсмана эту идею не оценили – в Кабмине уже два месяца не отвечают на вышеупомянутую просьбу ПАО дать «зеленый свет» процессу развода..
Такая позиция премьерского лагеря вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, аппарат главы Кабмина известен своей консервативностью, под призмой которого там могли воспринять идею деления «Укрнафты» как план ее теневой приватизации с ущербом для государства. С другой, всем хорошо известен тот факт, что Гройсман давно на ножах с Коболевым, и в теории мог заблокировать этот план просто потому, что его идеологом является его оппонент. Какая из этих причин могла повлиять на тактику Гройсмана, не знает никто, кроме него самого.
Впрочем, для Коломойского это даже неплохо – на выборах-2019 он явно благоволит Юлии Тимошенко, в случае избрания которой президентом велик шанс появления у руля «Нафтогаза Украины» более лояльного «Привату» менеджера, чем Коболев. И соответственно, «Приват» сможет рассчитывать на фактически полный контроль и над газом, и над нефтью «Укрнафты».
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»