Андрей Коболев, Юрий Витренко и Андрей Фаворов начали работать над своими отношениями в НАКе
Вчера НАК «Нафтогаз Украины» опубликовал результаты независимого аудита KPMG Advisory GmbH, который занимался анализом договоров по продаже газа НАК в адрес ООО «ЭРУ Трейдинг».
«Независимый аудитор пришел к выводу, что «ЭРУ Трейдинг» не получало каких-либо преференций относительно договоров с предприятиями группы «Нафтогаз». Расследование также показало, что Андрей Фаворов (экс-совладелец «ЭРУ Трейдинг», который сегодня занимает должность главы газового дивизиона «Нафтогаза» – “ОЛИГАРХ”) не устанавливал цены или объемы поставок для какой-либо компании, которая покупала газ у «Нафтогаза». Кроме того, расследователи KPMG пришли к выводу, что политика и процедуры «Нафтогаза» относительно конфликта интересов по этим договорам были должным образом выполнены», – говорится в сообщении НАК.
Необходимость в отдельной проверке сотрудничества «Нафтогаза» с «ЭРУ Трейдинг» возникла два месяца назад. Тогда исполнительный директор НАК Юрий Витренко инициировал проведение расследования из-за возможного конфликта интересов в действиях Андрея Фаворова.
Свою инициативу он объяснял тем, что в конце прошлого года, когда Фаворов уже получил высокую должность в «Нафтогазе Украины», эта компания выкупала газ у НАК по заниженной стоимости.
«В 4-м квартале «ЭРУ Тейдинг» получал газ по цене, заниженной в некоторых случаях почти на 1 тыс. грн за 1000 кубометров. Кроме того, в конце ноября и в декабре 2018 года «ЭРУ Трейдинг» закупила газ из газохранилищ по низкой цене (средневзвешенная – 8457 грн/тыс. куб. м) общим объемом 101 млн кубометров», – говорилось в служебной записке Витренко.
Таким образом, один топ-менеджер «Нафтогаза» обвинил другого топа в злоупотреблении служебным положением с возможными признаками коррупции. Кроме самих участников конфликта, скандал компрометировал и первое лицо НАК – Андрея Коболева, с которыми давно дружат оба фигуранта. По данным “ОЛИГАРХА”, именно по инициативе последнего и был запущен аудит KPMG, который расставил точки над «i».
Можно предположить, что на этом конфликт Юрия Витренко и Андрея Фаворова будет исчерпан. Более того, по данным “ОЛИГАРХА”, в «Нафтогазе Украины» даже нашли как извлечь имиджевую выгоду из произошедшего: этот конфликт в НАК публично объясняют работой своего коллектива по лучшим западным стандартам, когда любой ее сотрудник, вразрез с привычными правилами субординации, может поднять вопрос о необходимости проверки подозрительной финансовой операции в компании.
Но в реальности все сложнее. Источники «ОЛИГАРХА» утверждают, что положительные выводы KPMG не снизят градус напряжения между Витренко и Фаворовым, а только обеспечат временную передышку в этой схватке. В основе выпада Юрия Витренко лежало не намерение пролить свет на контрактные отношения «Нафтогаза» и «ЭРУ Тейдинг», а желание найти повод для увольнения Фаворова.
Такая задача у Витренко появилась как раз после того, как Фаворов возглавил вышеупомянутый газовый дивизион «Нафтогаза Украины», который изначально должен был возглавить сам Витренко. Но сесть в это кресло у него не получилось из-за расхождений во взглядах с Андреем Коболевым.
Чтобы сгладить ситуацию, Коболев предложил Витренко заняться внешними ключевыми проблемами «Нафтогаза Украины»: судебным противостоянием с «Газпромом» и переговорами с потенциально самым влиятельным олигархом Украины Игорем Коломойским о разделении активов «Укрнафты» между группой «Приват» и НАК «Нафтогаз Украины».
Таким образом, Юрий Витренко оказался снова при деле, правда после этой пертурбации от его должности «главный исполнительный директор» осталось только два последних слова. «Витренко считает, что с позиции второго человека в компании его опустили ниже. Он уверен, что не заслуживает этого, поэтому борется за свою справедливость», – говорит один из собеседников “ОЛИГАРХА” в «Нафтогазе Украины».
По его словам, именно поэтому результаты аудита KPMG Advisory GmbH не стоит воспринимать как закапывание топора войны между Витренко и Фаворовым. Такой расклад, безусловно, не означает, что исполнительный директор НАК и впредь будет забрасывать внутренних аудиторов жалобами на главу газового дивизиона. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что в таком режиме оба участника конфликта не будут эффективными в своих сферах ответственности.
А это уже сейчас позволяет сделать вывод, что рано или поздно Андрею Коболеву придется выбирать, кого из двух своих ближайших соратников попросить уйти из «Нафтогаза», а кого – остаться.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»